Жыцце Палесся

Задача – вырастить профессионала. Интервью с директором политехнического колледжа Сергеем Дашкевичем

Беспокоит ли педагогов, насколько качественное образование получат выпускники, и будут ли они востребованы на рынке труда? Какими принципами руководствуются во время приемной кампании в УО «Мозырский государственный политехнический колледж»? Насколько важная роль в организации деятельности учреждения образования принадлежит руководителю?

Об этом и многом другом мы беседуем с директором колледжа Сергеем Дашкевичем.

– Сергей Николаевич, в начале нового года принято подводить итоги прошедшего, вносить коррективы, строить планы на будущее. Каких перемен от 2022 года ждете вы?

– От нового года особых перемен не жду – только от себя. Говорят, что жизнь человека делится на три части: когда ты веришь в Деда Мороза, когда ты не веришь в Деда Мороза и, наконец, когда ты сам становишься Дедом Морозом. Я, судя по всему, уже на третьем этапе. Поэтому жду, что сумею создать больше перспектив и возможностей для реализации своих планов. Также надеюсь на то, что смогу сделать своих родных счастливее. А еще, что вверенный мне коллектив будет успешно трудиться и развиваться, достигая высоких результатов по всем направлениям.

– На протяжении шести лет вы успешно руководите учреждением образования. В свое время получили хорошую «базу»: окончили МГПИ им. Н. К. Крупской, Академию управления при Президенте Республики Беларусь, прошли путь становления от мастера производственного обучения до директора. Что, по-вашему, наиболее важно для руководителя: престижное образование, опыт или природная «жилка», умение вести за собой?

– Думаю, что всё перечисленное ценно и необходимо в равной мере, просто в определенных, конкретных моментах что-то одно выходит на первый план. Хороший руководитель должен обладать набором профессиональных качеств, быть осведомленным в профессиональных вопросах, своей сфере деятельности и так далее. Помимо этого, важны деловые, личностные качества, даже черты характера. Руководитель – это человек, принимающий решения и несущий ответственность за их последствия.

Основной его задачей является организация работы сотрудников, которые должны выполнять возложенные на них обязанности своевременно и качественно. Поэтому руководителю недостаточно иметь только образование и лидерские качества, нужно еще выработать стратегию поведения и стиль управления.

– Знаю, вы не любите руководить сидя в кабинете. Вас можно встретить в аудиториях, мастерских, коридорах, общежитии, спортивном зале. Насколько важно для вас «держать руку на пульсе» через общение с коллегами, учащимися?

– Чтобы принимать правильные решения, директор должен быть вовлечен во все процессы, осуществляющиеся в колледже. Поэтому непосредственное общение с коллегами, с учащимися важно для получения объективной «картины» происходящего в учебном заведении.

Однако это не значит, что директор должен самостоятельно заниматься всем. Находясь на руководящей должности, необходимо уметь создать вокруг себя команду единомышленников. Важно правильно расставлять приоритеты в задачах и уметь делегировать полномочия. Я должен грамотно поставить задачу перед работником, обеспечить ресурсами, организовать и проконтролировать ее выполнение. Считаю, что это взаимовыгодный, так скажем, процесс. Для меня, как директора, это возможность избавиться от многозадачности и заняться только решением приоритетных вопросов, освободить больше времени для решения важных проблем. Для работников – получить возможность перенять новые знания, развить собственные управленческие навыки и повысить уровень своей самоорганизации.

Общение с учащимися также важно, потому что, по сути, для них-то колледж и существует. Весь коллектив имеет одну общую цель: качественно подготовить квалифицированного специалиста, выпускника.

– Сегодня существует определенный стереотип о том, что в колледже, техникуме получают более низкий уровень образования, чем в вузе. И это, на мой взгляд, очень спорное мнение, поскольку, наряду со средним специальным образованием, учащиеся приобретают и закрепляют профессиональные знания и навыки, в то время как вузовское обучение направлено на научно-теоретическую подготовку. А как считаете вы?

– Колледжи, техникумы всегда были и остаются практико-ориентированными учебными заведениями. Большое количество времени в процессе обучения отводится на различные виды практик, в том числе в условиях производства. И в этом преимущество учреждений профессионального образования. Дальше при желании выпускники могут продолжить обучение в учреждениях высшего образования, причем в сокращенной форме.

– Чтобы идти в ногу со временем, колледжу нужно постоянно совершенствоваться. Какие задачи ставите перед педагогическим коллективом?

– Чтобы колледж оставался востребованным абитуриентами, конкурентоспособным среди других учебных заведений, чтобы выпускники колледжа пользовались спросом у работодателей организаций – заказчиков кадров, – необходимо постоянно совершенствоваться, успевать реагировать на возрастающие требования к уровню компетентности и квалификации специалиста со средним специальным образованием.

Первоочередная задача для колледжа – это набор, приемная кампания. Большое внимание мы уделяем профориентационной работе. Какие абитуриенты к нам придут, осознанным ли будет получение выбранной ими профессии? Все это и будет «фундаментом» последующего образовательного процесса.

Вторая основная задача – подготовка специалиста, отвечающего современным требованиям производства и экономики. Ее могут осуществить только высококвалифицированные кадры. Поэтому основное требование к педагогическим работникам – это непрерывное повышение своего профессионального уровня, исполнительская дисциплина. Третья наша основная задача – это трудоустройство выпускников. Каждому выпускнику, обучающемуся за счет средств бюджета, гарантировано первое рабочее место – налажен тесный контакт с заказчиками кадров.

– Какие новые специальности открыты в колледже?

– В 2018 году началась подготовка по специальности «Коммерческая деятельность» в дневной форме обучения; в 2020–2021 годах – «Монтаж и эксплуатация электрооборудования» в дневной и заочной формах обучения.

– Большое внимание вами уделяется сохранению и совершенствованию материально-технической базы…

– Колледж располагает хорошей материально-технической базой, которая включает в себя учебно-лабораторный корпус, учебно-производственные мастерские, общественно-бытовой корпус, общежитие. Также мы имеем базу для организации в период обучения всех видов учебных практик. Недавно был произведен ремонт фасадов всех зданий колледжа, облагорожена прилегающая территория, отремонтирована спортивная площадка, мастерские, помещения столовой, общежития и другое.

– Учреждение образования принимает участие в международной деятельности. Расскажите об этих мероприятиях. Что запланировано на перспективу?

– Учащиеся колледжа под руководством педагогов активно участвуют в международных научно-исследовательских конференциях. Представленные работы и проекты отмечаются дипломами, благодарностями и сертификатами. Проводится работа по налаживанию двусторонних контактов в сфере образования и науки с образовательными организациями Республики Хакасия и Республики Татарстан. Разработан и реализуется международный проект «Движение будущих экономистов «Бизнес-класс». На перспективу планируется заключение соглашения о партнерстве с Центром развития образования города Саянска (РФ, Иркутская область).

– О чем в своей жизни вы больше всего жалеете? Что не удалось?

– Принято считать, что жалеть можно об упущенных возможностях и ошибках. Думаю, что в жизни не стоит ни о чем жалеть, а, главное, нужно делать правильные выводы, вовремя исправлять ошибки. И тогда ты получишь ценный опыт, возможно, станешь мудрее. И этот опыт будет помогать тебе в дальнейшей жизни.

– В завершение разговора хотелось бы спросить о планах, которые вы наметили в обозримом будущем.

– Планы на будущее – это разного рода цели, профессиональные либо личные. Относительно профессиональных: в 2017, 2019, 2021 годах Мозырский государственный политехнический колледж был признан победителем в конкурсе на лучшую организацию работы среди учреждений образования Гомельской области, реализующих программы среднего специального образования. Будем стараться и в дальнейшем удерживать эту высокую планку. А личные планы? На то они и личные, чтобы о них никому не говорить, а уверенно идти к намеченным целям.

Беседовал Александр ЩЕРБАКОВ.
Фото автора.

Exit mobile version