Жыцце Палесся

Ваш ребенок столкнулся с агрессией со стороны сверстников? Разбираемся в причинах и как этому противостоять

Что такое буллинг? Это агрессивное преследование одного из членов коллектива. Обычно этим занимаются подростки, обозначая свое превосходство через унижение обычных, ничем не провинившихся сверстников. Одни пытаются поднять самооценку с помощью оскорблений или физического насилия, другие же делают это от скуки или ради удовольствия.

Иногда подобные происшествия выходят за всякие рамки. Самое страшное то, что обидчиками могут быть одноклассники и даже друзья, а подвергающиеся травле не рассказывают об этом из-за чувства страха. Ведь кто знает, что случится, если кому-то об этом рассказать: поддержат или засмеют? И даже самые близкие люди могут не знать, как действовать.

Разбираемся в причинах явления и даем советы, как противостоять буллингу.

Кто может столкнуться с подобным проявлением агрессии?

Раньше, когда я была в младших классах, неосознанно подвергалась издевательствам со стороны своих одноклассников. Они обзывали меня, разрушали построенные мной домики из конструктора. Иногда дело доходило даже до кулаков. Последствия этих «забав» до сих пор преследуют меня. Не могу проявлять свои реальные эмоции даже перед уже знакомыми людьми, не могу высказать своего мнения, дать ответ на уроке, боясь насмешек в случае ошибки. Я боюсь их до сих пор, хотя уже давно перешла в другой коллектив. Это действительно было огромной проблемой, и, наверное, это был самый тяжелый период в моей жизни.

Я попросила рассказать о своих ситуациях нескольких людей, столкнувшихся с буллингом:

«Мои прошлые одноклассники всячески издевались надо мной, портили мои тетради, расписывая все страницы проклятиями и оскорблениями. Они обливали меня ледяной водой в холодную зимнюю погоду. Мои вещи сбрасывали с третьего этажа, и под насмешки я уходила за ними на улицу. Один раз они даже подложили таракана в мою тарелку с едой. Мне и сейчас, спустя годы, обидно, и я не люблю это вспоминать. Я счастлива, что ушла из того класса, и все прекратилось».

«Мой товарищ пару лет назад неосознанно стал участником буллинга. Настоящих имен называть не стану, пусть он будет Семеном. В отличие от многих героев подобных историй, жертвой тот не являлся. Сема, как и многие его одноклассники, травил одного мальчика. Условно назовем его Владом. Он был физически слабее Семена и других парней, был похож скорее на девочку, чем на мальчика. Влада оскорбляли на переменах, ловили после школы и преследовали до дома. У него развилась длительная депрессия, последствия которой видны до сих пор. Сейчас Семен вырос и понимает всю тяжесть своей вины. Он много раз извинялся перед бывшей жертвой. Свое поведение и поступки в школе объяснил так: «Это было чем-то бессознательным, стадным. И я, и другие парни, занимающиеся буллингом, сами не понимали, что мы делаем и зачем? Просто была некая нужда в социализации. Влад теперь общается только с девочками, в коллектив парней влиться не может».

Можно смело утверждать, что в каждой компании есть человек, который сталкивался или даже до сих пор сталкивается с этой катастрофой.

Что делать родителям и жертве?

Как бороться с нежелательным вниманием со стороны членов вашего коллектива? Дать ответ на этот вопрос мы попросили педагога-психолога ГУО «Средняя школа № 11 г. Мозыря» Светлану Голуб:

– В повседневной жизни, к сожалению, очень трудно избежать столкновений с жестокостью и агрессией. Многие из нас помнят советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Поклонники американского кино могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей неординарной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников. Все это о буллинге, травле, запугивании. Проблема буллинга современная, остросоциальная. Понятие «буллинг» (от англ. Bullying – запугивание, травля) появилось еще в XX веке, но современное значение оно приобрело относительно недавно благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу. Буллинг – один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц. Психологическое насилие, но во взрослом коллективе оно носит название моббинга.

В чем особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем можно написать любому человеку все, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности. Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам? Вот основные причины: психологические (личность агрессора); социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе); семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести зависть, месть, самоутверждение в коллективе, стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто».

Как определить, что ваш ребенок стал жертвой травли?

Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах. Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети с физическими недостатками или особенностями развития, неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой. Всех их объединяет то, что они не могут противостоять обидчику, защитить себя.

В ситуацию буллинга являются вовлеченными агрессор, жертва, наблюдатели.

В свою очередь агрессор в ситуации травли получает ощущение собственной «крутости», безнаказанности, а наблюдатели буллинга – стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость. И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослым, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием. У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом. Плюс к этому депрессивное расстройство, повышенная тревожность.

Теперь хочется обратиться к детям:

1. Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.

2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.

3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.

4. Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.

И, конечно же, советы специально для родителей, чей ребенок подвергается травле в школе.

Первый и самый главный пункт – снять с ребенка чувство вины! Объясните, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребенок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.

1. Дайте ребенку понять, что вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне все рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».

2. Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения. Помогите ребенку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.

3. Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика вашего ребенка.

4. Если ситуация серьезная и разрешить ее мирным путем не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Но это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.

Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребенка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. Ребенок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Александра ГАВРИЛОВЕЦ, член клуба
«Юный журналист»
ГУО «Мозырский центр творчества детей и молодежи».

Exit mobile version