Что делает прокуратуру инстанцией высшей справедливости. Интервью с прокурором Мозырского района Сергеем Синицким

509

Движение вверх

– Я родился в городе Гомеле, окончил среднюю школу № 10 с углубленным изучением английского языка, – говорит Сергей Дмитриевич. – В родне у меня юристов нет. Возможно, на выбор повлияло то, что в школе на высоком уровне преподавали предметы гуманитарного цикла, хотя и с математикой у меня все было хорошо. А еще нравились фильмы, не просто детективы, а те, где велись уголовные процессы, как в известном итальянском телесериале «Спрут». Поэтому к окончанию школы осознанно решил попробовать себя в качестве юриста. С отличием окончил юридический факультет Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины в 2006 году. По распределению был направлен в прокуратуру Светлогорского района. Мой первый руководитель – Михаил Юльевич Прус. На первоначальном этапе я занимался надзором за исполнением законодательства и законностью правовых актов в качестве помощника прокурора. Получалось все вполне успешно.

Пожалуй, самый серьезный и важный в плане становления меня как прокурора период – работа старшим следователем прокуратуры Светлогорского района. Следственная работа научила очень многому: четкой дисциплине, умению рационально планировать свое время. Приходилось расследовать одновременно сразу несколько уголовных дел, помимо этого, выезжать на происшествия и нести недельные дежурства…

Уголовные дела помнятся до сих пор. Жестокое убийство в деревне Осташковичи получилось раскрыть во многом благодаря умению устанавливать контакт с подозреваемыми. Прибыли с прокурором района тогда на место преступления в полвторого ночи и уехали только после 8 часов утра, полностью восстановив картину происшествия и закрепив доказательственную базу на месте. Или убийство в Светлогорске, когда в забрызганной кровью квартире обнаружили труп, двух кричащих пьяных женщин, одежда которых была в крови, и мужчину во всем белом и чистом без единого пятнышка, в итоге оказавшегося убийцей. Запомнилось это дело тем, что, по сути, самому пришлось сделать работу эксперта-криминалиста, поскольку следы, позволившие раскрыть преступление на месте, были обнаружены мной самостоятельно после убытия следственно-оперативной группы.

Я очень ценю опыт следственной работы. Пожалуй, без этого периода нельзя было бы сегодня говорить об успешном выполнении такой функции прокурора, как поддержание гособвинения. Когда ты сам расследовал дела и понимаешь, как по крупицам собираются доказательства, владеешь тактикой ведения допроса, то это во многом упрощает работу сотрудникам, которые на данный момент начинают свою профессиональную стезю, им без следственной работы приходится сложнее.

Первый опыт самостоятельной работы – в должности прокурора Ветковского района. Небольшой коллектив: шесть человек, включая водителя, заведующую канцелярией и уборщика служебных помещений – все добросовестные, ответственные люди. Для становления как прокурора это был очень значимый этап. Пришло понимание, что и как необходимо организовать в коллективе для успешной работы, что следует поменять, сохранить; осознал чувство ответственности за каждого работника. В маленькой по числу сотрудников прокуратуре это еще и огромный пласт самостоятельной работы, большой объем приходится выполнять самому прокурору практически по всем направлениям надзора. Признаюсь, что получал огромное удовольствие от работы в коллективе прокуратуры Ветковского района, видел и значимость нашей деятельности, и заинтересованность коллег  – мы были одной из лучших небольших районных прокуратур республики, сотрудники неоднократно поощрялись, в том числе и я, благодарностью Генерального прокурора.

С 2016 года я возглавляю прокуратуру Мозырского района, идет второй срок моей работы.

За справедливостью – к прокурору

– Известна культовая фраза: «Или я веду ее в ЗАГС, или она ведет меня к прокурору». Прокурор в народном сознании предстает нередко как высшая инстанция справедливости. Но насколько точно это представление?

– Во многом это верно, – уверен Сергей Синицкий. – Особенно для людей, которые редко сталкивались с нормами закона. Они приходят в прокуратуру как к истине в последней инстанции: «Никто, кроме вас! Если не вы, то уже никто не поможет…» Во многом люди задают вопросы не правового характера, не связанные с компетенцией прокуратуры, однако всех выслушиваем, вникаем в проблему, чтобы помочь. Конечно, где есть возможность и полномочия, мы прилагаем усилия. Помню, как на личном приеме женщина обратилась по вопросу выплаты пенсии. В нем удалось разобраться в течение получаса, причем не как прокурору, потому что назначение пенсии – это не наша компетенция, а за счет личных контактов, на человеческом уровне. Через полтора месяца эта же женщина вновь пришла на прием. На этот раз она была не согласна с поставленным ей диагнозом в поликлинике.

Граждане чтят и уважают наш надзорный орган. Значит, мы играем важную роль в защите интересов общества и государства. Особенно приятно, когда люди выражают благодарность за работу конкретных помощников прокурора – это показатель, что есть доверие и обратная связь с обществом. Благодаря таким контактам, пожеланиям и предложениям я черпаю полезную информацию в организации надзорной деятельности.

Помню, как в первый год моей работы в Мозырской прокуратуре на прием пришел человек, который рассказал о фактах хищения на строительстве объекта одним из должностных лиц: «Постоянно вижу, как прорабу в машину мешки загружают. Представляете, какое будет качество отделки, если цемент центнерами налево уходит?!» Мы занялись этим вопросом, были даны поручения оперативным службам, и результат не заставил себя долго ждать. В итоге возбудили уголовное дело по статье 210 УК «Хищение с использованием служебных полномочий», преступник был изобличен и осужден. И это не единичный факт.

О работе в коллективе

– Работа прокурора – это еще и прессинг, потому что не все довольны и согласны с решениями прокуратуры. Как получается выдерживать это давление порой на грани и за гранью приличий?

– С людьми надо разговаривать, – не сомневается прокурор Сергей Синицкий. – Уверен: если ты выполняешь свои функции достойно, ответственно, то тебе нечего бояться. Когда это чувство подкрепляется уверенностью в своем коллективе, в сплоченности сотрудников не только нашей организации, но и смежных структур, поддержкой местных властей, то можно с честью противостоять любым трудностям и вызовам.

Выступая в трудовых коллективах, в средствах массовой информации, перед любой аудиторией, я всегда говорю одно: «Правовое государство предполагает наличие закона и его неукоснительное исполнение. Если вы с чем-то не согласны, свой протест надо выражать законно. Если вы переходите черту закона, то имейте в виду, что есть понятие «неотвратимость ответственности», которую влечет любое правонарушение и преступление». Прежде чем решиться на категоричное высказывание, желание обидеть кого-то, надо подумать для начала про себя, что за свои действия придется нести ответ.

Всегда здорово, когда, кроме работы, есть еще и семья, дом, где тебя любят и ждут. Очень люблю проводить «наше мужское» время со своим сыном. Да и походы на футбол, когда играет мозырская «Славия», позволяют перезаряжаться».

– Известное чувство многих людей, приступающих впервые к новой работе, что «теперь-то уж точно будет наведен порядок!». Интересно, как смотрит на жизнь руководитель прокуратуры?

– Честно говоря, я тоже не был лишен известного юношеского максимализма, – признается Сергей Дмитриевич. – Он и сейчас есть; уверен, что задор, когда ты приходишь на новое рабочее место, всегда должен присутствовать. На работе глаза должны гореть!

Мысль «сейчас приду и наведу порядок!» была, и она сейчас есть – да так и должно быть. Но дело в том, что со временем к твоим профессиональным знаниям добавляется и житейский опыт – опыт взрослого мудрого человека, видевшего разные жизненные ситуации. Начинаешь понимать, что не всё в жизни однозначно, не каждый действует по праву, потому что вынужден поступить по совести. Это начинаешь оценивать и прислушиваться к своему внутреннему голосу. Также как известное человеческое желание «по справедливости» не всегда совпадает с принципом «по закону». Конечно, есть и пробелы в законодательстве, коллизии норм – тогда начинаешь оценивать ситуацию с точки зрения «поступить по-человечески». Если закон это позволяет, конечно, выберу этот вариант. Но все равно: закон есть закон, и соблюдать его необходимо».

– На какую работу настраивает свой коллектив в ходе совещаний и планерок прокурор Мозырского района?

– Пандемия внесла определенные коррективы в нашу деятельность. Однако по-прежнему все наши рабочие встречи посвящены различным направлениям надзорной деятельности. На утреннем совещании мы обсуждаем позиции по уголовным делам, нюансы по отдельным гражданским делам, определяем, что необходимо сделать в течение рабочего дня.

Ежедневно приходится настраивать сотрудников только на скрупулезный труд, качественное выполнение своей работы. Период коронавирусной инфекции был особенно сложным: болели коллеги, их дети. В самоизоляции полтора года наш коллектив работал в усеченном составе, но мы справились. Все знают, что надо делать, понимают задачи, которые мы выполняем, уровень ответственности за труд. В основном они не меняются, есть определенные акценты, которые корректируются в зависимости от обстановки, складывающейся в государстве и обществе.

Очень нравится, что сотрудники имеют собственное мнение. Причем наше общение основано на конструктивном диалоге, потому что позиция коллег основана на практической работе. Мои работники заинтересованы в своей деятельности, есть понимание того, что они делают. И  в этом – стабильность нашей работы.

Дмитрий КУЛИК.
Фото Александра СОЛОДКОВА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: