Избрание профессии – это точка отсчета, выбор принадлежности к определенной социальной группе, определение будущего круга общения, стиля жизни, мировоззрения, а возможно, и своей судьбы.
О том, насколько успешно ведется профориентационная деятельность, работа по оказанию помощи учащимся школ в их профессиональном самоопределении, какие специальности самые популярные и востребованы ли выпускники УО «Мозырский государственный профессиональный лицей геологии» на рынке труда, беседуем со старшим мастером Василием Налетько.
– Деятельность, которая связана с профессиональным выбором выпускников школ города и района, наших будущих абитуриентов, в лицее геологии ведется круглогодично, – рассказывает Василий Валерьевич.
– Для этого очень подходят шестые учебные дни. Именно по субботам мы проводим в лицее мастер-классы: каждая группа, рассказывая о своей специальности, демонстрирует свое мастерство, приемы работы. Премудростями, преимуществами различных профессий, заинтересовывая старшеклассников, делятся и мастера производственного обучения. Еще очень важный стимул – это возможность без проблем получить рабочее место по избранной специальности.
Организуем и Дни открытых дверей, на которые приходят не только выпускники школ, но и их родители. На нашем официальном сайте выкладываем разнообразную полезную информацию для выпускников школ. Также посещаем сельские, городские школы, во время родительских собраний демонстрируем видеофильмы, презентации, проводим агитационную, профориентационную работу.
– Василий Валерьевич, как считаете, насколько в вопросах выбора профессии велика роль родителей?
– Можно сказать, что она определяющая, – отвечает старший мастер. – Так, некоторые ребята не слишком спешат сделать выбор и, к сожалению, вообще мало интересуются своим будущим. Здесь на выручку приходят родители. Их задача – продолжить дело профессиональных работников лицеев, колледжей, педагогов, для своих детей все разложить по полочкам: разъяснить, направить в нужное русло, убедить, доступно рассказать о плюсах той или иной профессии, обозначить перспективу…
– На ваш взгляд, каковы преимущества системы профессионально-технического образования.
– Их несколько. Во-первых, это возможность после обучения получить гарантированное рабочее место. Так, практически все наши выпускники, которые проходят обучение по специальности «Швея; парикмахер», идут работать на швейную фабрику «Надэкс». Востребованы и выпускники, которые получают профессии геологического профиля, повара, официанта, лаборанта химического анализа, слесаря КИПиА и другие.
Рабочая профессия пригодится везде и всегда. Конечно, многие выпускники школ мечтают пройти обучение в вузах, получить высшее образование, руководящую должность. И это нужно. Однако порой и два высших образования не гарантируют работу по специальности. К тому же, согласитесь, и любой мастер должен знать принципы работы своих подчиненных, повариться в этом соку. А для этого нужно начать с низов, научиться что-то делать руками.
– Например, вы, окончив в 1999 году ГПТУ-84 геологии по специальности «Моторист-дизелист», трудились в нефтеразведочной экспедиции, а через год снова пришли в училище уже мастером. Затем окончили Пинский индустриально-педагогический колледж, после освоили специальность «Педагога-инженера» в МГПУ им. И. П. Шамякина. Теперь ваша задача, как старшего мастера, организовать и контролировать процесс производственного обучения… Как в лицее организована работа по обучению желающих дополнительным специальностям на платной основе?
– Мы в этом вопросе тесно сотрудничаем с управлением по труду, занятости и социальной защите Мозырского райисполкома, обучаем парикмахеров, продавцов и других. Затем этих специалистов трудоустраивают. И повара тоже везде будут востребованы – заявки к нам приходят со всех регионов. Самые популярные профессии, которые можно приобрести в лицее на платной основе, – это «помощник бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ», «машинист буровых установок на нефть и газ (дизелист); машинист буровой установки», «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», «лаборант химического анализа» и другие. Специалисты этих профессий нужны на любом предприятии.
– Со второй половины учебного года третьекурсники отправляются на производственную практику, а затем получают свое первое рабочее место. Кто имеет большее преимущество при трудоустройстве?
– Многое зависит от самого выпускника лицея. Если он хорошо зарекомендует себя во время производственной практики, покажет в деле с положительной стороны, то сможет претендовать на более престижное и высокооплачиваемое рабочее место. Человек должен понимать, что от его усилий и стараний будет зависеть и его будущее. Что касается качества подготовки специалистов, то в нашем лицее оно высокое. Этот показатель напрямую зависит не только от преподавателя и правильной организации учебного и производственного процесса, но и от каждого учащегося. Если молодой человек пришел в лицей осознанно, целенаправленно, то результат будет высоким.
– Сегодня важно, чтобы человек мог не только что-то делать руками, но и постоянно развивать свои умственные способности…
– Безусловно, ведь мы живем в XXI веке. И каждый должен быть образованным, владеть новыми технологиями, знать их и уметь работать на современном оборудовании, станках с программным управлением. Должен развиваться, совершенствовать себя в профессии. Поэтому и рационализаторские предложения, стремление к повышению качества своей работы у нас также всегда приветствуются.
– Ваши пожелания выпускникам лицея.
– Учиться, трудиться, никогда не останавливаться на достигнутом, теорию подкреплять практикой. А главное, искать себя в этом мире и находить.
Беседовал Александр Щербаков.
Фото автора.