Жыцце Палесся

Почетный гражданин Мозырского района Геннадий Галиций – о судьбоносных встречах и безмерной любви к спорту

Мозырщина знает Геннадия Галицкого как выдающегося тренера по гребле, добившегося с национальной женской командой Беларуси больших успехов на международной арене. Мы встретились с ним, чтобы поговорить не столько о награде, сколько о его жизни, в которой уже вписано много интересных и ярких страниц.

Пховский парень

– Геннадий Николаевич, расскажите о себе и своих родителях.

– Родился 6 февраля 1962 года в Мозыре. Все детство и юность провел на Пхове (микрорайон Заречный – прим. авт.). Там же окончил СШ № 6. Родители практически всю свою взрослую жизнь проработали на местном заводе мелиоративных машин. Папа начинал свой трудовой путь с резчика на пресс-ножницах, затем работал начальником кузнечного цеха и начальником ОТК. Более 45 лет своей жизни отдал родному предприятию. Мама работала бухгалтером на том же заводе. Мои родители – почетные машиностроители!

– По всей видимости, с детства полюбили технику?

– Я бы не сказал. Вместе с друзьями с раннего возраста полюбил спорт. Причем занимались им всё свободное время. Летом играли в футбол, зимой – в хоккей. Помимо этого, занимался еще и легкой атлетикой. А в 6-м классе впервые пришел в греблю.

– Чем запомнилась вам школьная пора?

– Мне больше всего запомнилась атмосфера того времени. Свобода, легкость, радость и постоянное общение с друзьями. Вспоминаю также массовые городские мероприятия по случаю «красных» дней в календаре. Люди нарядные, счастливые и улыбчивые с шариками и транспарантами в руках шли по площади. А еще мы были фанатами группы «Битлз». Слушали их песни, да и сами что-то пытались изобразить на гитаре.

– Увлечение спортом не влияло на успеваемость в школе?

– Вовсе нет. В то время успевали всё: и в школу сходить, и уроки сделать, и на тренировку сбегать, и погонять мяч во дворе. Кстати, в школу всегда шел с большим желанием. Не знаю, может из-за того, что у нас были замечательные учителя, которые могли заинтересовать своим предметом. Отсюда и результат учебы. Средний балл моего аттестата – 4,75 по пятибалльной системе.

Судьбоносный случай

– После окончания школы легко ли вы определились с выбором дальнейшего пути?

– К тому времени я уже знал, что свяжу свою жизнь со спортом. Сам выбрал свой путь во взрослую жизнь. Родители не вмешивались и даже не советовали, куда идти учиться. Хотя в детстве ни в чем не отказывали. Захотел я на день рождения гитару – пожалуйста. Покупали много интересных книг. Можно сказать, баловали меня, но с умом. К моменту окончания школы они поняли, что я не могу жить без спорта. Поступил в Мозырский пединститут – мы узнали, что, получив звание «Мастер спорта» и имея на руках высшее образования, можно легко устроиться работать тренером. А учитывая, что Мозырь – мекка белорусской гребли, работать дома – самый подходящий вариант.

– Не было мысли сделать карьеру педагога?

– В 1984 году, окончив институт, поехал по распределению в Фаниполь (Минская область) в школу работать учителем трудового обучения. Скажу, что за первый год успел себя хорошо зарекомендовать. Был одним из лучших молодых учителей в школе. Работа нравилась. Но перед службой в армии в жизни произошел эпизод, который предопределил мою дальнейшую судьбу.

– Расскажите о нем подробнее.

– Отработав один год учителем, в конце мая я вернулся в Мозырь, так как пришла повестка в армию. И тут тренер по гребле, ныне покойный Андрей Тимошин, пригласил меня на тренировку. И вот представьте картину: потрясающая природа, водная гладь разлившейся реки Припять, и мы едем вдвоем на катере, сопровождая группу спортсменов. В этот момент у меня внутри что-то щелкнуло. И я понял, что гребля – это моё! Да, у меня здорово получалось работать педагогом в школе. Меня даже не хотели отпускать и уговаривали вернуться к ним после армии. Но я сделал выбор в пользу гребли. Понял, что у тренера больше возможностей для творчества, нежели у педагога в школе. Та тренировка с Андреем Тимошиным перевернуло во мне всё.

– Неужели родители не звали на завод?

– После армии отец приглашал. Причем на протяжении нескольких лет уговаривал прийти на работу, хотел устроить инженером. Но я дал понять, что тренерская стезя – это мое любимое дело, и даже не обращал внимания на тренерскую зарплату в 120 рублей, притом что на заводе можно было заработать около 180 рублей. Когда вернулся из армии, меня ждало рабочее место на гребной базе. Осенью 1986 года приступил к главному делу своей жизни.

На работу как на праздник

– Как проходило становление молодого тренера?

– Работал в бригаде вместе с прекрасным детским тренером Владимиром Васько. Для меня эта работа была как праздник. У нас занималось большое количество детей. Однажды приехали к нам из Гомеля с проверкой. И когда комиссия посчитала всех спортсменов, находившихся одновременно на тренировке, то была приятно шокирована. В тот день с нами занималось около 70 человек.

– Что вы считаете своим достижением той поры?

– Дело в том, что очень много ребят с Пхова прошли через нашу школу, став настоящими бойцами, сильными, крепкими и уверенными личностями. Некоторые даже доросли до мастера спорта международного класса. Среди них Руслан Бичан, Александр Астрейко, Виталий Гуд, Евгений Петровец, Алексей Скурковский, Денис Жигадло и другие. Все они в то время входили в состав национальной команды или были на подходе к ней.

– Когда и как произошло знакомство с Владимиром Шантаровичем?

– Еще во времена моего студенчества уже на слуху был тренерский тандем Шантарович–Скриганов. Мне даже довелось немного поработать под началом талантливых педагогов. Позже, когда я уже тренировал детей, Владимир Владимирович часто делился со мной своим богатым опытом. Его знания, безусловно, помогли мне стать хорошим специалистом в гребле.

– Но прежде вы и сами занимались греблей и даже стали мастером спорта?

– Да, греблей занимался до тех пор, пока не окончил институт. Выступал как в одиночке, так в двойке и в четверке. Кстати, именно в байдарке-четверке в 1982 году выиграл чемпионат БССР, за что и был удостоен звания «Мастер спорта». Однако частые простуды и болезни горла не пустили меня в большой спорт.

С гитарой по жизни

– Какие еще были увлечения?

– В молодости, помимо спорта, было много других интересов. Это и музыка, и литература. Да и про учебу в институте не забывал. Всегда легко сдавал зачеты и экзамены. В компании друзей играл на гитаре, пел песни у костра.

– Сыграли бы сегодня на гитаре?

– Почему нет (улыбается). Например, «Утки» Александра Розенбаума мог бы легко изобразить. Если выпадает возможность, обязательно беру в руки гитару и пою вместе с друзьями. Песни и музыка помогают отвлечься от работы и перезагрузиться.

– А как супруга относится к вашей работе? Все-таки дома бываете не так часто, как хотелось бы?

– Моя жена – Нина Викторовна – очень чуткая и понимающая женщина. Мне повезло с супругой. Она всегда поддержит и поможет добрым словом. Не зря более 30 лет вместе.

– Где познакомились?

– Наше знакомство произошло в пионерском лагере «Бригантина» 7 июля 1987 года. Она работала пионервожатой, а я там проходил практику. Кстати, эту дату мы празднуем каждый год до сих пор.

– Помните, как предложили руку и сердце?

– Конечно! (улыбается). Прямо как в фильме «Белые росы». Я тоже с двумя братьями и отцом поехали в родительский дом невесты просить руки и сердца. Старший брат первым зашел в дом и с порога начал осматривать имущество: «Так, стенка новая, забираем. Холодильник хороший, подойдет». Родители будущей жены были в шоке. Поэтому мне уже было легче добиться согласия. Кстати, свадьбу сыграли в пионерском лагере «Бригантина», где и познакомились. Собралось ни много ни мало 120 человек.

Дедушка со стажем

– Чем занимаются ваши дети? Может, пошли по вашим стопам?

– Дочь живет и работает в Минске, где руководит бюро переводов. А вот сын немного позанимался греблей, но потом оставил спорт. Впрочем, даже не обладая хорошими физическими данными в этом виде спорта, он сумел занять 7 место в одиночке на олимпийской дистанции на чемпионате страны. Для него, я считаю, это высокое достижение. Ведь победу можно рассматривать в контексте выигрыша Олимпиады или чемпионата мира, а можно как победу над самим собой. И это для человека самая главная победа в жизни. И каждый из нас ее должен одержать.

– А когда стали дедушкой?

– В 2015 году на свет появился внук Федор. В том году я был номинирован на звание «Человек года в Гомельской области», так как мы завоевали на чемпионате мира в Милане три золотых и одну серебряную медали. После церемонии награждения меня спросили о самом радостном событии. Я ответил, что рождение внука – самое приятное в жизни на тот момент.

– Почетный гражданин Мозырского района. Это звучит!

– Так просто это звание не присуждается. Приятно, что старательность мою и всей женской команды по гребле на байдарке оценили. Не бывает отдельной победы тренера или спортсмена. Здесь нужно рассматривать весь механизм, в котором каждая деталь имеет огромное значение. Вдвойне приятно получить такую оценку от родного и любимого Мозыря. Знаете, каждый раз я с трепетом в душе возвращаюсь домой – никакие другие города и страны не заменят мне родной Пхов и Мозырь.

– О чем мечтаете?

– В нынешней ситуации мечта связана с возобновлением выступления на международной арене. Надеемся, что мы вернемся в большую и дружную спортивную семью. Своим подопечным я сказал, что скоро обязательно возвратимся, только еще более сильными.

Сергей БОРОВИК. Фото автора.

Exit mobile version