Жыцце Палесся

Зерно стало большой политикой и, по сути, оружием. Но белорусы и в этом отношении — мирные люди

«Ситуация на продовольственном рынке — это шанс хорошо заработать. Поэтому нынешняя уборочная кампания должна пройти на высочайшем уровне организации и дисциплины», — поставил задачу Глава государства на совещании 5 июля.

И дело не только в прибыли. Александр ­Лукашенко напомнил, что предыдущий скачок цен на пшеницу в 2008 году закончился печально известной «арабской весной». Зерно стало большой политикой и, по сути, оружием, резюмировал ­Президент. Геополитическое значение продовольствия отмечают и аналитики.

Как и правоту слов белорусского лидера: «Если будет работать экономика, будет что покушать и во что одеть людей, — это гарантия того, что мы выдержим». Рассуждает на тему журналист © Правда Гомель.

Продовольствие как жертва европолитики

Бросать интересы экономики и благосостояния людей на алтарь геополитики — излюбленное занятие коллективного Запада в последние десятилетия. Тем примечательнее, что именно в Нидерландах — втором крупнейшем мировом экспортере сельхозпродукции (после США), ежегодно экспортирующем продукцию АПК почти на 100 млрд долларов, — возникли массовые протесты фермеров. Дело в том, что в стране принято окончательное решение о сокращении выбросов СО2 на 70 — 90 процентов. А это даже по прогнозам правительства означает перспективы банкротства для почти трети фермеров.

Возмущенные аграрии заблокировали трассы и гипермаркеты Нидерландов, полиция даже стреляла по фермерам. Однако все это «не замечено» Евросоюзом, пишет хорватская Advance:

«Это удивительно, так как Нидерланды в нынешней ситуации играют очень важную роль в снабжении Европы… На самом деле подобное происходит по всему Европейскому союзу, однако нидерландские власти решили раньше других выполнить инструкции Брюсселя».

В итоге же нидерландские фермеры «утратили всякую перспективу и теперь готовы к радикальным действиям». Продовольственные сложности характерны для всего ЕС. Фермеры недовольны ростом цен на топливо и удобрения, протесты прокатились по Германии, Италии, Польше.

Идиотская во всех смыслах политика правящих европейских элит накладывается на природные факторы. В нынешнем июле Испания и Португалия переживают самые засушливые дни за последние 1,2 тысячи лет. Крупная река Рейн высыхает. В Италии ограничивается подача питьевой воды…

А есть еще и «рукотворные катаклизмы». По оценкам уроженца Гомеля, предпринимателя, основного бенефициара одного из крупнейших международных производителей удобрений Андрея Мельниченко, озвученным в интервью швейцарской Die Weltwoche, санкции, которые были введены государствами ЕС в отношении Беларуси и России, могут привести мир к самому масштабному более чем за полвека продовольственному кризису:

— Политики ЕС вынуждают своих граждан соглашаться с двузначными темпами инфляции. Санкционная политика — это катастрофа для беднейших стран. У мира возникнут вопросы к тем, кто обрушил на миллиарды людей такую ужасную силу (голод и нехватку топлива) для достижения своих политических целей.

Политолог Алексей Беляевв эфире «Альфа Радио» резюмировал:

— Европейские политики нанесли удар в первую очередь по своим же странам. Но они сами выбрали линию на создание пространства без газа, нефти и угля, переход на зеленую энергетику, который пока на самом деле нереализуем. Они сами сузили рынки, повесили новый «железный занавес», в том числе экономический, нарушили логистические цепочки. Конечно, это тяжело отражается на сельском хозяйстве Европы.


СКАЗАНО

— Каждый день весь мир пугают голодом. К осени, к зиме — невиданным голодом со времен Великой Отечественной войны. Нагнетается ситуация, как с пандемией, еще чем-то. Но дыма без огня не бывает. Голоду быть. И не только потому, что не вывезли украинское зерно или Россия под санкциями. Поэтому не только хлеба не будет в мире. Я об этом много раз говорил. И вы видите беспомощность, с которой аж целая ООН пытается предотвратить неизбежный кризис. 50 стран мира критически от них зависят — от этого продовольствия. Так это еще цветочки. Безумный маховик санкций в отношении минеральных удобрений, нефтепродуктов, логистики перевозок (фрахт, страховка) грозит сорвать последующие агросезоны и просто обрушить рынки продовольствия.

Президент Беларуси  Александр Лукашенко 
на совещании с руководством Совета Министров,
5 июля 2022 г.


Беларусь: абсолютная гарантия отсутствия дефицита

У Беларуси же традиционно свой путь — рациональный, взвешенный и разумный.

В нашей стране делается все необходимое для минимизирования цены на каждом этапе производства продовольствия, чтобы конечный продукт был доступен для всех слоев населения. От постоянного ценового мониторинга до контроля за неукоснительным соблюдением производственных регламентов и дисциплины.

Как напомнил в эфире телеканала ОНТ министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов, в стране разработана система стабилизационных фондов, определяющая необходимые объемы продукции, которую следует заложить:

— В частности, в планах — на 35 процентов увеличить объемы закладки по шести товарным группам. Это «борщевой набор» — картофель, свекла, морковь, лук, капуста, а также яблоки. Примерный объем составит более 150 тысяч тонн. Это абсолютная гарантия отсутствия дефицита. Сегодня мы являемся крупнейшими экспортерами продовольственной продукции. В том, что некоторые товары импортного производства исчезли с полок магазинов, никакого страха мы не видим. Беларусь способна сама все это заместить и уже заместила. В принятой программе действий по стабилизации цен, совершенствованию методологии ценообразования и контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании на 2022 год сосредоточены меры экономического характера срочного воздействия, то есть уже в текущем году они повлияют на стабилизацию цен и замедление инфляционных процессов в нашей республике.

Украина: что посеешь…

Невероятно, но, пока мир готовится к масштабному голоду «из-за конфликта в Украине», а официальный Киев причитает из-за сложностей с уборкой урожая (из-за наставленных его ВСУ мин) и вывозом по морю (опять же, из-за его же морских мин), украинским аграриям некуда девать поспевшее зерно.

В результате они могут вообще отказаться от будущей посевной, пишет интернет-издание «Страна.UA»:

«На рынок поступает новый урожай, тогда как еще не продано около 20 миллионов тонн прошлогоднего.  Перспективы по экспорту очень туманные, хранить зерно из-за массового разрушения элеваторов и непродажи урожая прошлого года многим негде. На днях аграрные ассоциации обратились к президенту и правительству с призывом спасти отрасль от краха. Они заявляют, что, если ситуация не изменится, украинским аграриям не будет смысла сеять урожай следующего года. Причем речь идет о срыве посевной на огромных площадях — около 10 — 15 миллионов гектаров (до половины всего земельного фонда страны). А это вызовет еще более масштабный рост мировых цен и панику на продовольственном рынке».

По данным Украинского клуба аграрного бизнеса, если в 2021 м фермеры получали за тонну зерна 220 — 250 долларов, то сейчас — вдвое меньше. Многие трейдеры вообще предлагают не более 90 долларов, притом что себестоимость тонны — 160 долларов. Примечательно, что о продовольственной безопасности страны и необходимости кормить собственный народ и речи не идет. Бизнес, и ничего личного: на мировых-то рынках зерно становится золотым!

А ведь белорусский ­Президент не раз предлагал цивилизованный путь решения этого вопроса: транзит украинского зерна через Беларусь в балтийские порты. Но Украина очередной жест доброй воли с нашей стороны вновь игнорирует. Политика (или чей-то бизнес-расчет?) опять превыше экономики страны и здравого смысла в целом.

Неудивительно, что политолог, глава Евразийского аналитического клуба, эксперт Российского совета по международным делам Никита Мендкович виновниками современного продовольственного кризиса видит США и их марионеточный режим в Киеве. В эфире телеканала «Беларусь 1» он пояснил:

— Они начали эту агрессивную войну, пошли на минирование акватории Черного моря, на попытку транспортной блокады России. Напомню, Россия и Беларусь являются одними из ключевых поставщиков продовольствия на Евразийском континенте. Фактически единственное решение существующего кризиса — ликвидация неофашистского режима в Киеве и освобождение Черноморского побережья. 

Exit mobile version