Ландшафт Мозырщины не просто красивый, а поистине уникальный. Величественные овраги горделиво смотрят вниз, наблюдая за стройными березами, которые цепляются за жизнь на покатых склонах мощными корнями. А между белыми красавицами текут к подножию оврага реки… мусора, портящие самый живописный пейзаж.
Но больше всего в этой ситуации огорчает тот факт, что такое «произведение искусства» – дело рук мозырян. Смею предположить, именно тех, кто больше всех любит разглагольствовать на темы «субботник – это пережиток советских времен» и «уборкой должны заниматься соответствующие службы».
Несанкционированные свалки – серьезная экологическая проблема и настоящая боль для района. А горы мусора посреди красивейших оврагов подобны бельму на глазу: вроде и зеленое великолепие вокруг, но глаз все время что-то мозолит. Причем завалить отходами покатые склоны наши люди умудрятся как в центре города, так и на окраине. Всегда поражаюсь безразличию мозырян, когда бываю у мужа в гараже на улице Полесской. Плотные ряды гаражей здесь упираются в крутой обрыв, усыпанный деревьями, кустарниками и… всевозможным хламом. Старые покрышки, пластиковые бутылки, бумажки, старая обувь и даже габаритная мебель: кажется, что сюда нарочно тащат выбросить всё, что отжило свой срок. К слову, такая же картина открывается и в овраге, протянувшемся вдоль гаражей по улице Интернациональной.
Когда смотрю на это «великолепие», в голове возникает несколько вопросов: кто же будет здесь убирать, не боятся ли люди наказания и как может подняться рука, чтобы нанести такой урон природному богатству своего района. Картина вырисовывается следующая. Собственники гаражного кооператива должны самостоятельно убирать территорию прилегающего оврага. В случае, когда гаражи к кооперативу не относятся, предписание о наведении порядка выносится райжилкомхозу. Правда, на практике все выглядит совсем иначе: собственники скорее снесут в овраг свой мусор, чем будут его убирать. А вот работникам жилищно-коммунального хозяйства, большая часть из которых – женщины, попросту не под силу охватить такую большую территорию, вытаскивая по крутому склону старые диваны. Вот и получается, что из года в год «мусорные» потоки увеличиваются в геометрической прогрессии.
Справедливости ради отмечу, что рейды по проблемным местам соответствующими службами проводятся регулярно, но, как бы ни старались специалисты, поймать за руку виновных в образовании свалок невозможно. Как говорится, не пойман – не вор. Хотя наказание за подобные деяния существует. В Кодексе об административных правонарушениях прописаны следующие штрафы: до 30 базовых величин для физлиц, до 200 базовых величин для индивидуальных предпринимателей и до 1000 – для юрлиц. Кроме штрафа, нужно будет еще возместить вред, причиненный окружающей среде. Он зависит от площади участка, на котором размещены отходы, либо от их веса.
Думаю, время, когда проблему нужно решать кардинально, уже давно наступило. Возможно, следует брать пример с показательных судов над подростками, распространявшими наркотики: наказывать изредка попадающих в поле зрения инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды нарушителей жестко и гласно, чтобы другим неповадно было. А как иначе, если на совесть некоторых наших граждан надеяться не приходится…