Новость о задержании в Мозыре «бчб-активиста», развившего бурную экстремистскую деятельность на различных площадках в соцсетях, породила определенный резонанс у наших читателей.
Сразу отмечу, что эта новость у меня вызывает ни в коем случае не восторг, но огорчение: юноша будет познавать жизнь через не самые лучшие тюремные университеты. Точно так же я не могу принять точку зрения, что задержанный – «дитя неразумное», поэтому вроде как неподсуден. В 2020 году ему было 19 лет: в 18 лет в Беларуси уже можно официально создавать семью, а в армии не просто доверяют оружие, но и разрешают его применять в установленных законом случаях.
Тем не менее, формулировка «дитя неразумное» заставляет задуматься. Известный упрек школе, что она не дает нужных знаний. Сразу отметим, что, на наш взгляд, школьная программа сюда не относится: ЦТ все сдают с разной степенью успеха, но почти со 100-процентным поступлением. А вот насчет адаптации в социуме есть непростые вопросы. Нередкая ситуация для школ, когда подросток (любого пола) оскорбляет учителя (есть еще и буллинг сверстников, но сейчас не об этом). Ситуация, которая практически проходит безнаказанно для подростка, максимум – поругают в кабинете директора. Зато педагогу на «раз–два» докажут, причем администрация и «мамушки-нянюшки» из коллег, что он сам неправ: «К людям надо помягше, а на вопросы смотреть ширше!». Плюс еще показатели дисциплины, которые тянут школу назад, поэтому лучше «отнестись с пониманием, вы же взрослый человек».
…Следователи, рассказывая о наркотических преступлениях, отмечают, что подростки часто не осознают глубины ответственности, думая, что за один раз «ничего не будет», «поругают и отпустят». Но на практике – только через 10 лет. Получается огромный разрыв между школой, где к нарушителю дисциплины все совместно ищут «индивидуальный подход», и жизнью, где «сделал закладку – в тюрьму!». То же верно и в случае оскорблений: к этому преступлению отношение на уровне недоуменного «А чё такова!?». Вот только один из принципов римского права гласит: «Кто пользуется своим правом, не нарушает ничьего права». Поэтому в реальной жизни за стенами школы далеко не все согласны и не каждого заставишь включить режим «терпилы», восстанавливая справедливость кто как считает нужным. Может, если бы многие диванные «борцы с тиранией» намного раньше на своем, а в идеале на чужом примере, почувствовали, что за свои слова придется отвечать не только «по понятиям», но и по закону без «онижедети», то и проблем с уголовным кодексом было бы намного меньше.
Отдельная тема – это когда приходит запоздалая мысль: «Так ли уж было необходимо писать/произносить все эти оскорбления и проклятия…»