Некогда популярная рубрика советских газет о гримасах «американского образа жизни» снова обретает актуальность. На этот раз не иронично комедийную, а очень даже драматическую.
В октябре начались атаки экоактивистов в Европе на музейные экспонаты. Нападкам подверглись картины Винсента Ван Гога, Клода Моне, Яна Вермеера и других художников. Меня лично особенно задело нападение на картины Франсиско Гойи в испанском музее Прадо «Маха обнаженная» и «Маха одетая» – в институте мы изучали творчество этого художника, а потом посчастливилось своими глазами увидеть эти и многие другие шедевры испанской живописи в этом музее. Можно, конечно, пуститься в рассуждения о том, что движет этими вандалами, облекающими свои действия в одежды некоей идеологии и требующими остановить разработку новых месторождений нефти и газа. Как несильно утешает и то обстоятельство, что во всех случаях эковандалы выбирают своими жертвами только те шедевры, которые защищены стеклом или действуют так, чтобы не нанести серьезного ущерба произведениям. Отдельная тема, что все эти акции проходят при полном попустительстве охраны, а ведь надо выполнить ряд приготовлений: почему-то пропускают с рюкзаками, надо достать банки с супом, открыть… Но мне интересен другой аспект.
«Посещение Европы – это привилегия, а не право человека», – провозгласила в августе премьер-министр Эстонии Кая Каллас, призвав перестать выдавать россиянам визы для въезда в ЕС. А еще можно вспомнить и наш легкий комплекс «у них за границей культура». Поэтому одна из задач поездки в Европу – поднабраться этой самой культуры. Надо признать, что нападали на картины в Советском Союзе и в современной России: безумец облил серной кислотой «Данаю» Рембрандта, с ножом нападали на картину Репина «Иван Грозный и сын». Вот только реакция на эти преступления была единой: гнев, боль, негодование. И никто не пытался оправдать нападавших поиском извинительных мотивов. Все-таки хочется верить, что в современных белорусах заложено глубокое понимание, что произведение искусства – это не полигон для самоутверждения и различного рода акций. Это как нельзя покушаться на жизнь и здоровье ребенка.
Не вызывает сомнений, что европейцы любят культуру, и музеи по-прежнему полны посетителей. Но искусствоведы уже бьют тревогу: истинных ценителей искусства становится все меньше под натиском новомодных тенденций, отрицающих классическую культуру. Потворствуя вандалам, жители Европы сами разрушают образ своего континента как одного из очагов мировой культуры. И приезжать сюда, чтобы увидеть пока еще уцелевшие шедевры – сомнительная привилегия.
…В свете этих некультурных событий не стоит вдруг самоуверенно считать себя культурнее европейцев, поскольку хорошо бы самим привести в порядок уникальные мозырские овраги.