О профориентации, помощи в этом вопросе и заблуждениях родителей, рассказала педагог-психолог школы № 7 Виктория Карабинович

259

Тема профориентации сегодня актуальна. Школьные психологи усиленно работают с детьми, помогая им определиться с выбором будущей профессии. Чем осознаннее подросток подойдет к теме, тем точнее будет результат. Но есть в этом вопросе и третья сторона – родители. Ее не всегда учитывают, а зря.

На это и обращает внимание педагог-психолог Виктория Николаевна. Она говорит: «Нередко можно встретить такую ситуацию: родители предлагают ребенку профессии, которые не соответствуют его способностям, физическому развитию и интересам. В результате ребенок поступает на «навязанную» специальность и быстро теряет интерес к учебе. И дальше возможны два варианта: либо отучивается и «дарит» диплом родителям (откладывает в дальний ящик), либо бросает учебу еще на первом курсе. Поэтому современному родителю важно понимать, что школьник должен проходить психодиагностику в учебном заведении и уже с учетом результатов рассматривать подходящие во всех смыслах специальности».

«Время на месте не стоит – меняются социально-экономические ориентиры. Это требует от общества воспитания самостоятельного, креативного, инициативного и предприимчивого молодого специалиста во всех сферах жизни. Современная ситуация на рынке труда обязывает школы напрямую участвовать в формировании осознанной личности, нацеленной на самореализацию и всестороннее развитие в профессиональной деятельности. Дети еще со школьной скамьи должны понимать свои способности, здраво их оценивать и развивать. Из практики могу сказать, что самоанализ непременно дает нужный результат – профессию подростки выбирают осознанно. А значит, с учебой у будущих студентов проблем возникает меньше, ведь есть главное: стимул и интерес», – рассказывает Виктория Карабинович и дополняет, что в практике использует такие современные формы работы, как факультативные занятия, челленджи, недели профориентации.

«Мы ходим с ребятами на экскурсии на предприятия, проводим игры, – говорит психолог. – Сейчас разрабатываем настольную игру «Кто ты будешь такой?». Обязательно подключаем интернет-ресурсы, так как сегодняшние учащиеся – это активные пользователи информационных технологий».

– Как школьники воспринимают такие формы работы? Активно участвуют или больше наблюдают?

– По-разному бывает. Все зависит еще и от характера и темперамента ребенка. Профориентационные тренинги и игры больше востребованы у старших школьников. Они активизируют личностный потенциал участников, а те знания, умения и навыки, которые получают ребята на занятиях, очень пригодятся в будущем. Так закладываются основы профессионального поведения. Активно работая на тренинговых занятиях, учащиеся вырабатывают модели эффективной учебной и профессиональной деятельности, осознают личную успешность и меняют отношение к проблемным ситуациям. К тому же профориентационные игры создают более непринужденную, доброжелательную атмосферу в коллективе.

Нашим ребятам очень нравятся бизнес-игры. Они относятся к новым методам в профориентации школьников и учат детей творчески мыслить, находить рациональное решение, действовать логически и обязательно аргументировать свою позицию. Ребенок пробует планировать время, ставить цели и их достигать, знакомится с системой доходов и расходов, постигая тем самым азы финансовой грамотности. Безусловно, детям нравится познавать себя и примерять «маски» различных профессий.

– Как это происходит технически? В основе – специальные тесты?

– В работе мы используем такие диагностики как школьный тест умственного развития (ШТУР) – он помогает определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарному, естественно-научному и физико-математическому. Также применяем модифицированную методику А. Е. Голомштока «Карта интересов» и «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова, которые помогают выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности. А вот «Опросник Дж. Голланда» помогает исследовать взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности. Базовым можно считать и «Личностный опросник Айзенка», который содержит 57 вопросов, где 24 направлены на выявление экстраверсии-интроверсии. Путем психологической диагностики можно выявить недостатки и пробелы в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности. Учет результатов помогает понять, какую следует проводить коррекционно-развивающую работу по каждому конкретному случаю. Ребенку может нравиться масса направлений, но диагностическое обследование как раз ограничит выбор и даст возможность направить силы в нужное русло, не распыляясь на мелочи. Хочу обратить внимание на такой момент: мы провели опрос среди учащихся на тему «Выбор сферы деятельности». И результат показал, что у 5 % прослеживается «навязывание» профессионального направления. А давление оказывают не враги, а самые родные люди – папы и мамы. И это большая проблема.

Не давить, а проявлять интерес

– Как вы решаете проблему авторитаризма родителей при выборе будущей профессии ребенка?

– Опираясь на результаты диагностики, провожу с каждым учащимся развивающую профконсультацию, построенную на принципе сотрудничества. Ее цель – активизировать подростка, сформировать стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о себе. На консультации приглашаем родителей, знакомим с результатами диагностики. Предлагаем спектр профессий, в которых мог бы реализоваться их ребенок с учетом личных задатков, способностей и интересов. Даем подробную информацию об учебных заведениях высшего и среднего специального образования.

– Профориентация – это в большей степени индивидуальная работа? Коллективно пишете тест или заполняете опросники, но результаты разбираете уже лично с каждым?

– На консультациях по профессиональному самоопределению мы вместе с подростком оцениваем полученные результаты и разрабатываем план действий по выбранному направлению. Смотрим, что нужно подкорректировать, над какими качествами поработать. Затем вместе контролируем, как осуществляется намеченный план. Во время консультирования обсуждаем результаты проведенной работы и решаем, продолжать движение по намеченному пути или вернуться в начало и попробовать иное направление – переориентироваться на другую профессию. К слову, одна из форм психологической помощи в профориентации, которая очень нравится подросткам, – это встречи с бывшими учениками нашего образовательного учреждения, которые успешно реализовались в профессии и могут дать реальный совет.

– Зачем идти к психологу, если можно скачать в интернете опросники, пройти их дома и получить какой-то результат?

– Вот именно – какой-то. Но не достоверный и разумный. Это ведь как заниматься самолечением: можно, но гарантий никто не дает. Так стоит ли рисковать? Проще и правильнее обратиться к педагогу-психологу и вместе найти решение. И дети, и родители должны понимать, что кабинета психолога не нужно бояться и обходить стороной. Здесь вам помогут, направят. Особенно в том, что касается профессиональной ориентации учащихся. В кабинете всегда можно найти актуальную информацию по учебным заведениям разного типа, также узнать о ситуации на рынке труда, о востребованных и новых профессиях. Сегодня есть множество интерактивных программ, медиаресурсов, направленных на выявление профессиональных интересов старшеклассника. Важно понимать, что, во-первых, не каждый школьник по своему личностному развитию сможет извлечь пользу из этих разработок, а, во-вторых, для качественной интерпретации нужен специалист.

Из личного опыта…

Мнениями о реальной пользе профориентации делятся Виолетта Горчак, ученица 11 «А» класса СШ № 7, и ее мама Ирина Горчак:

Виолетта:

«Я выпускница. Скоро поступление. Пора определиться с направлением. Обратилась за консультацией к школьному педагогу-психологу – провели несколько тестов и методик. Изучили типы мышления. Было очень интересно познавать себя, копаться в скрытых уголках. Результаты и удивили, и обрадовали. Исходя из них, стали подбирать профессии, в которых я могла бы реализоваться. Поделюсь с вами планами: хочу связать жизнь с иностранными языками. Уже знаю, что профессия лингвиста требует усидчивости, коммуникабельности и любви к языкам. Однозначно, профориентация нужна школьнику: она помогает определиться с выбором профессии, которая не будет в тягость, и подсказывает, как идти к цели. Важно найти себя. И хорошо, когда родители это понимают и поддерживают. Мои как раз такие: интересуются результатами тестов, что-то советуют, но не навязывают своего мнения. Так и должно быть, мне кажется. Я благодарна нашему психологу и скажу сверстникам, что не стоит бояться обращаться за консультацией. Это нужно нам, а в школе всегда готовы помочь».

Мама Виолетты:

«Профориентация школьникам однозначно необходима. Нужно освещать этот вопрос, привлекать родителей. Время меняется, сегодня уже появилось много новых специальностей, о которых наше поколение мало знает. Хорошо, что есть специалисты, которые могут помочь детям получше разобраться в себе и найти профессию по душе и по способностям».

Наталья КОНДРУСЕВИЧ.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: