Больше чем история. Мозырянин Алексей Никодимович Кондратюк — о своем военном детстве

165

У детей войны свой взгляд на события Великой Отечественной войны: глубже, трагичнее, острее… Они воспринимали мир сквозь призму своей детской непосредственности, но она заставила их повзрослеть раньше срока.

С каждым годом все дальше уходят от нас военные годы. Уходят ветераны Великой Отечественной. Вместе с ними и память о той кровопролитной войне. Что знает о войне наш ровесник? Две–три битвы, да имя великого полководца. И вот война уже представляется какой-то далекой из предыдущего столетия.

А между тем живо еще поколение, которое помнит и может рассказать. Это дети войны. В том далеком 1941 году они были мальчишками и девчонками. Так же, как и мы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и мы, они верили в счастливое будущее.

Но у всех у них детство закончилось в один страшный день – 22 июня 1941 года. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми, работа в качестве рабов в Германии, смерть в концлагерях.

На экскурсии в честь Дня Победы мы познакомились с Алексеем Никодимовичем Кондратюком, который был угнан в Германию на принудительные работы в 1943 году из деревни Староселье Пинского района. В интервью нам он рассказал, что встретил войну в 10–11-летнем возрасте, о ней узнали из радиоточки в деревенском клубе. Войдя в деревню, немцы назначили старосту, который должен был блюсти немецкие порядки. За неповиновение строго карали, отбирали урожай, забирали скотину, угоняли односельчан на работу в Германию.

Маленького Алексея и других жителей деревни после тщательного медосмотра привезли в Германию в 1943 году в помещичью латифундию в 15-ти километрах от г. Ренсбург и г. Киль на берегу моря. Поселили в бараках вместе с военнопленными и остербайтерами из Советского Союза в комнатах с двухярусными кроватями, однообразным и одноразовым рационом питания, состоящим преимущественно из картошки в мундире.

Работали в большом помещичьем хозяйстве вместе с военнопленными, занимались сельским хозяйством: выращиванием свеклы, заготовкой сена, подготовкой сельхозтехники для работы. Никаких скидок на детство не было. Рабочий день начинался в 4 утра. Алексей Никодимович рассказал, что часто болел из-за местного климата и недоедания.

День освобождения настал только через два года, в мае 1945-го. Английские военные всех остербайтеров распределили по национальностям и начали депортацию по различным странам.

В родную Беларусь добирались почти три месяца. Приехав домой, Алексей застал сгоревший дом. Поселился у родственников отца, где жило три семьи. В сентябре 1945 года в 15-летнем возрасте он пошел в 4 класс. Учились без тетрадей и учебников. Взрослых учителей не хватало, поэтому учителями были ребята, окончившие семь классов. Пятый и шестой классы Алексей заканчивал в соседней деревне за 10 километров.

После седьмого класса, который окончил в Пинковичах, поступил в электротехнический техникум в городе Пинске. Со второго курса ушел в армию, отслужил три года. После службы в армии восстановился, на последнем курсе техникума женился. Так началась взрослая жизнь.

Мирная жизнь принесла Алексею Никодимовичу и счастье, и успех, и людское признание – наш собеседник работал электромехаником по связи на ЛПДС «Мозырь» ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Его рассказ помог нам представить все тяготы, выпавшие на детей военного времени.

Светлана ФИЛИМОНОВА,
учитель гимназии
им. Я. Купалы.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: