Жыцце Палесся

Что «светит» за безбилетный проезд?

Об оплате проезда в городском общественном транспорте — в интервью с начальником отдела пассажирских перевозок филиала «Автобусный парк № 2» г. Мозыря ОАО «Гомельоблавтотранс» Екатериной Савенок.

– Екатерина Юрьевна, скажите, пожалуйста, сколько всего маршрутов организовано филиалом для обеспечения бесперебойных перевозок пассажиров на городских маршрутах?

– Транспортом филиала «Автобусный парк № 2» в настоящее время обслуживается 19 городских маршрутов.

– Какие способы оплаты за проезд применяются в городском общественном транспорте?

– Оплата проезда осуществляется у кондуктора. А если автобус работает без кондуктора, то можно приобрести талон у водителя или до начала поездки в киосках «Табакерка» или «Белсоюзпечать». Однако при этом следует помнить, что талон, приобретенный в киосках или у водителя, без отметки компостером на момент контроля будет недействительным. Также оплатить проезд можно по QR-коду.

– На каких маршрутах в городе применяется талонная система оплаты?

– Такая система действует на следующих маршрутах: № 2 (пл. Примостовая–Воинская часть), № 5 (пл. Примостовая–м-н Октябрьский), № 6 (пл. Примостовая–м-н Заречный), № 7 (пл. Примостовая–м-н Октябрьский ч/з ул. Советскую), № 9 (пл. Примостовая–Новики), № 11 (пл. Примостовая–Стадион) и № 12 (пл. Примостовая–ул. Калинина).

– Эффективность талонной системы оплаты оправдывается?

– В данном случае видна выручка от продажи талонов, билетов и выявления безбилетников.

– Какие появились новые формы оплаты проезда?

– Самая последняя инновация – оплата проезда по QR-коду. Для оплаты с помощью QR-кода достаточно мобильного телефона с установленным в нем приложением «М-банкинг» ОАО «АСБ Беларусбанк» или с помощью приложения «ОПЛАТИ. Транспорт». Для оплаты клиенту достаточно в приложении выбрать опцию «Оплата с помощью QR-кода», отсканировать QR-код, размещенный снаружи автобуса или в салоне, и подтвердить оплату. Мозырь стал 19-м городом Беларуси, где появилась инновационная система оплаты проезда по QR-коду. Ежедневно на общественном транспорте по всей стране реализуется около 15 тыс. smart-билетов. В Мозыре ежедневно продается порядка 350 билетов.

«Только в октябре 2022 года оплачено 11197 билетов по QR-коду».

– Кто несет ответственность в случае выявления «безбилетников»?

– С 1.03.2021 года вступил в силу новый кодекс РБ № 91-3 «Об административных правонарушениях», согласно которому исключена административная ответственность по ст. 18.32 «Провоз пассажира без билета или багажа без квитанции» лица (водителя, кондуктора), ответственного за соблюдение правил перевозки на транспорте, за провоз пассажира без билета, в связи с чем ответственность за отсутствие билета налагается на пассажира. Согласно статье 18.28 КоАП РБ, штраф за безбилетный проезд составляет: от 0,5–1 базовой величины – на всех видах городского транспорта; 0,7 базовой величи-
ны – в пригородном сообщении и одна базовая величина – в междугородном.

– Если говорить об обязанностях, то они есть не только у перевозчиков, но и у пассажиров?

– Несомненно. Согласно требованиям Правил автомобильных перевозок, пассажир обязан: своевременно приобретать проездной документ у водителя, в кассе продажи проездных билетов или других местах до начала поездки и в полном объеме оплачивать проезд; у кондуктора (при его наличии) – до следующего остановочного пункта маршрута; при отсутствии проездного документа и намерении приобрести его у водителя – входить в автобус нужно через переднюю дверь; при выполнении городских автомобильных перевозок пассажиров в автобусе, оборудованном компостерами, для подтверждения оплаты проезда следует отмечать билет на одну поездку посредством компостера.

– И все же, несмотря на проводимую работу, платежная дисциплина еще не на должном уровне. Что предпринимается филиалом для ее повышения?

– Работают рейдовые бригады, которые совместно с работниками КТУП «Гомельоблпассажиртранс» систематически проверяют оплату проезда в автобусах, которые работают на линии без кондукторов. Безбилетников наказывают штрафом, который значительно превышает стоимость разового проезда (на сегодня он составляет от 0,5 до 1 базовой
величины).

Применяется и такая форма, как контроль водителем. Водитель на конечном остановочном пункте маршрута имеет право произвести проверку оплаты проезда, производя высадку пассажиров через переднюю дверь автобуса.

Согласитесь, что добросовестным пассажиром быть гораздо приятнее. И это действительно так. Ведь общественный транспорт – это не социальное такси. Бесплатным проездом пользуются только те граждане, кому предоставляются государственные льготы.

В завершение беседы добавим, что формы и методы оплаты проезда в пассажирском транспорте нормативно-правовыми актами не определены, поэтому их выбор остается за контролирующими органами. А законопослушным гражданам бояться нечего – оплатил и езжай спокойно!

Наталья КОНОПЛИЧ.
Фото автора.

Exit mobile version