Стартовал долгожданный для всех футбольных болельщиков чемпионат мира.
Это неважно, что Беларусь «наказана» отсутствием телетрансляций – в эпоху цифровых технологий нет непреодолимых барьеров. Давно занимают попытки многих околофутбольных специалистов привязать достижения в футболе к «уровню развития демократии» в стране. Ну а поскольку белорусская сборная сегодня очевидно успехами не блещет, то по итогам таких изысканий следуют «глубокомысленные» выводы.
Во-первых, тут есть известное лукавство: а почему, собственно, футбол – мерило «демократических ценностей»? Любая страна может на эту роль назначить лично для себя приятный вид спорта. Например, для «авторитарного» Китая это будет настольный теннис. Вот и попробуйте доказать китайским коммунистам за теннисным столом, что они не демократы.
Во-вторых, чтобы оценить, как «демократия» способствует футбольным успехам, нужно элементарно вспомнить историю. В 1934-м и 1938 годах чемпионом мира становится Италия – страной руководит ну прям весь такой демократ Бенито Муссолини. Испанцы выиграли чемпионат Европы в 1964 году при ну очень демократическом каудильо Франко. Бразилией времен Пеле в основном руководят военные: в Южной Америке они как-то исторически не очень ассоциируются с демократией. В 1976 году европейским чемпионом становится социалистическая Чехословакия – а как же ужасы «коммунистического правления»?! В 1982 году чемпионат мира выигрывает Италия – страна, с которой в те времена первые ассоциации были мафия и коррупция, «Спрут» и комиссар Каттани.
Особняком стоит чемпионат мира 1978 года в Аргентине. Еще свежи воспоминания, как под напором и «белорусской демократической общественности», и «прогрессивных стран» в 2021 году был отменен чемпионат мира по хоккею в Беларуси. Как можно играть в хоккей в условиях «диктатуры»? Это же ужас! Вот только в Аргентине в те годы правила хунта под стать Пиночету в Чили. Физически было уничтожено 10 тысяч человек, 30 тысяч исчезли бесследно, и еще 60 тысяч по политическим мотивам были подвергнуты длительным срокам заключения, пыткам и насилию. В 1977 году погибла Асусена Вильяфлор – женщина, которой нынешние «беляцкие» и «мемориалы» в подметки не годятся. Ее убили, сбросив с вертолета над морем, – подобные «полеты смерти» были обычной практикой… Но никто из чувствительных ныне демократов не побрезговал приехать в Аргентину погонять мячик.
Также никто из аргентинцев не взывал к «мировому сообществу» с требованием перенести чемпионат и не «наезжал» на спортсменов: дескать, своими победами вы укрепляете «кровавый режим». Приходится с грустью признать, что пакостить своей стране – это чисто наше, ну или почти наше, псевдоправозащитное изобретение.
Впору разделять не только спорт и политику, но и спорт и лицемерие. В конце концов, Катар местом проведения чемпионата мира тоже выбрали не из любви к демократии, а из-за денег.