Ульяна Григорьевна Ковгар уже за восемьдесят. Родилась она в предвоенном 1940 году в деревне Кожушки Хойникского района.
Тяжелая доля выпала этой женщине. Как и всем довоенным детям, пришлось ей хлебнуть горя. Отец Ульяны Григорьевны погиб на войне, на руках у матери остались две дочери – Ульяна и Нина. После войны мать тяжело заболела, и все заботы легли на старшую дочь. И поскольку в семье не было мужчин, ей пришлось делать и тяжелую мужскую работу.
—Ох, и трудное было время, – тяжело вздыхает Ульяна Григорьевна, – о моей жизни можно не одну книгу написать… Рано мне пришлось повзрослеть, нужно было работать и помогать матери. Пошла в город Мозырь. Там находился технический участок, куда и устроилась на работу. Трудилась пять лет. Работа была тяжелая, но мы были молоды и не чувствовали усталости.
В Мозыре Ульяна Григорьевна встретила и своего будущего мужа. Григорий Ковгар был родом из Березовки. Ему было 22 года. Она увидела в нем надежного и хорошего человека. Молодые люди поженились и вернулись на родину Ульяны, в деревню Кожушки.
—Когда в семье появилась дочь Наталья, моя мама предложила помощь, а я вышла на работу в колхоз «ХХІ Съезд КПСС». Работала на ферме, доила коров, затем перешла на свиноферму, – рассказывает Ульяна Григорьевна. – В жизни было всякое, но подрастали дети, дочь и два сына, поэтому нужно было рано вставать и поздно ложиться, чтобы в семье был достаток. Трудились с мужем много, держали хозяйство, но были молоды и не унывали.
А потом, как гром среди ясного неба, наступил день 26 апреля 1986 года. Чернобыльская катастрофа… Она разделила жизнь на до и после. После аварии многие населенные пункты были отселены из зоны радиоактивного заражения и перестали существовать. В их числе и небольшая деревенька Кожушки. Учитывая уровень радиации, она была признана непригодной для проживания, и все 214 ее жителей были отселены. Около 100 семей переселили в деревне Шиичи Калинковичского района. А Ковгары подались в Слобожанку.
—Пришлось оставить всё, с таким трудом нажитое, и уехать в неизвестность, – с горечью в голосе вспоминает Ульяна Григорьевна. – Первой остановкой для нас стала деревня Слобожанка, где в то время жила моя сестра Нина с мужем. Приняли нас там хорошо, дали хороший дом, предоставили работу, за что огромная благодарность тогдашнему директору хозяйства. Я пошла работать в столовую, муж на ферму.
Жизнь вроде бы стала потихоньку налаживаться, но Ковгаров все равно тянуло к своим односельчанам. Спустя три месяца они оставили Слобожанку и переехали в Шиичи, к односельчанам.
За 36 лет деревня стала для кожушковцев второй малой родиной. Люди работали, растили детей и потихоньку привыкали к новому месту. Молодежь выходила замуж и женилась, создавались новые семьи, появлялись внуки и правнуки переселенцев. И в семье Ковгар все шло тем же чередом. Ульяна Григорьевна с мужем Григорием Калениковичем работали на ферме совхоза «Неначь», которым тогда руководил замечательный человек Николай Михайлович Банчук. Даже после выхода на пенсию еще десять лет проработали в хозяйстве на откорме телят.
Живя в мире и согласии, в семейном кругу с детьми и внуками отпраздновали «золотую» свадьбу… А через три года Григорий Каленикович ушел из жизни, и Ульяна Григорьевна осталась одна в большом уютном доме.
Но человек богат не материальными благами, он счастлив в дружной большой семье. Жаль, что понимание этого приходит только с годами. У Ульяны Григорьевны 14 внуков и 23 правнука. Ее дом летом утопает в цветах, заботливо высаженных руками хозяйки, в доме чистота и порядок, кровати заботливо, с любовью и вкусом украшены вышитыми простынями. Внуки часто навещают бабушку, помогают по дому. Ульяна Григорьевна отказывается от помощи социального работника. Хотя возраст дает о себе знать, она не унывает и радуется каждому новому дню в окружении родных людей. Счастья и здоровья Вам, Ульяна Григорьевна!