Санкционное давление Запада – это не только сложности, но еще и отличный шанс для поиска скрытых резервов на предприятии и развития творческих и профессиональных способностей и талантов всех членов трудового коллектива. В этом уверен генеральный директор ОАО «Мозырьсоль» Владимир Дворник.
Своими рабочими идеями, жизненными принципами, нестандартными взглядами на жизнь и работу Владимир Андреевич поделился на импровизированной пресс-конференции с представителями региональной и республиканской прессы.
Страницы истории
В памяти людей старшего поколения пищевая соль украинского происхождения с Артемовского месторождения: наверняка все помнят эти «кирпичи» в небрежной серо-голубой упаковке с надписью «Сіль кам’яна», которая добывалась шахтным способом. Но она имеет невысокое содержание NaCl (порядка 70 %), все остальное – примеси. Долгое время соль такого качества не вызывала вопросов.
Рост промышленности, развитие сельского хозяйства и связанная с ним переработка продукции в советской Белоруссии и в целом в СССР вызвали необходимость производства качественной соли с высокой степенью очистки и содержания основного компонента NaCl.
Поэтому в 1974 году началось строительство солевыварочного комбината на базе огромных залежей каменной соли, открытых в 1963 году недалеко от города Мозыря, с целью обеспечения европейской части Советского Союза, а это российский Центральный район, прибалтийские республики, Украина, солью класса «Экстра».
Днем рождения предприятия считается 21 декабря 1982 года – это день, когда была выпущена первая пачка соли. Сегодня ОАО «Мозырьсоль» выпускает около ста видов различной продукции.
Для стола и производства
«Наш завод обеспечивает солью тот же регион, что и в СССР, – объясняет Владимир Андреевич. – Цена соли невысокая, поэтому поставки на расстояние свыше 1000 километров делают продукцию невыгодной. С февраля по известным причинам закрылась Украина – туда мы продавали около 20 % от объема производства. Постепенно восстанавливается прежний уровень поставок в ранее отказавшиеся от нашей соли Польшу, страны Балтии, Молдавию – все-таки экономика берет свое, все считают свои расходы. Мы ни в коей мере не потеряли в объемах, соль востребована: прошлый год мы закончили с результатом 107 % к уровню 2020 года, а в этом году у нас будет порядка 103 % уже к уровню 2021 года – это год вновь будет рекордным: получим 570 тысяч тонн соли, хотя 40 лет назад расчетная мощность завода была 360 тысяч тонн. Затем была проведена модернизация, и этот показатель вырос до 480 тысяч тонн, а за последние полтора года с учетом отработки технологии мы вышли на сегодняшние рекордные показатели.
Сегодня 20 % произведенной у нас соли поступает на белорусский рынок. Долгое время удельный вес украинской соли в Беларуси был даже выше нашего. Народ эту соль полюбил, но сегодня она покинула наш рынок, и мы возместили этот объем. В Россию поступает 70 %, остальные 10 % – это бывшие союзные республики Средней Азии. Всего в 15 стран мы поставляем нашу продукцию. Мозырская соль востребована в самых разных отраслях, поставки идут бесперебойно».
Сводки рабочего дня
«Последние полтора года предприятие отработало очень интенсивно, – рассказывает гендиректор ОАО «Мозырьсоль». – И если соизмерить снижение затрат с ранее достигнутыми результатами, то по ряду направлений – прогресс даже не в несколько процентов, а в разы. Мы вдвое сократили расходы на покупку запчастей, разных металлов и других материалов.
Потребление газа сокращено на 38 %: если раньше на производство 1 тонны соли мы расходовали 106–108 кубов, то сегодня – 68 кубов. Сэкономлены огромные средства, потому что в структуре затрат газ занимал около 40 %. Это удалось сделать, потому что наладили технологическую дисциплину и отработали технологию до мелочей. Предела совершенства пока не видим. Газ уменьшили еще и потому, что поработали с теплом, которое раньше выбрасывали. Поставили теплообменники, запустили в октябре: если раньше рассол с рассолопромысла поступал при температуре 25–26 градусов, а мы в итоге его должны довести до 120 градусов, то сегодня за счет бросового тепла получили 42 градуса. Без затрат получили экономию в 10 % на расходе газа. Так что работаем ежедневно над сокращением затрат и увеличением производства продукции.
У нас большая территория, есть где строить. Поэтому предстоит проанализировать, во что мы вкладываем больше всего денег на закупках, чтобы еще какой-то передел забрать себе и включить в экономику сользавода. К новому году закончим строительство нового склада, увеличим пропускную способность заводских железных путей.
Если говорить о технологической дисциплине, то мы перестали ломаться и останавливаться, потому что технология создана таким образом, что независимо от того, идет работа или стоит, объем газа сгорает одинаковый. Поэтому отработали технологические моменты, чтобы процесс сушки в кипящем слое шел без остановок. Если раньше на тех же установках в сутки мы давали 1250 тонн соли, то сегодня уже 1650 тонн – при том же расходе газа и даже ниже.
Самое главное, что коллектив хорошо воспринял новые подходы, потому что видны плоды работы не только в цифрах: например, прибыль и рентабельность у нас выросли в 2,5 раза. Известно требование Президента «Сэкономил – отдай людям!», и мы по этому принципу живем и работаем. За эти полтора года нам удалось увеличить заработную плату в 2,5 раза: начинали при 1290 рублей в месяц, то в этом году мы перешагнули рубеж в 3000 рублей. Работники это чувствуют (текучесть кадров сократилась до нуля) и отвечают кардинальным изменением отношения к труду, дисциплине, рабочим и межличностным отношениям и так далее в лучшую сторону.
К юбилею завода мы подходим с хорошими показателями по всем направлениям. Достижения красивые, но мы не прекращаем работу по экономии затрат: каждый день открываются новые ниши, куда мы пока не зашли, находим новые технологические решения – словом, работа очень интересная и плодотворная во всех отношениях», – делится Владимир Дворник.
Новый вызов
«В прошлом году по просьбе руководителя Гомельской области Ивана Ивановича Крупко за нами Постановлением Совета Министров закреплены две сельхозорганизации Ельского района: КСУП «Ельское Полесье» и «Совхоз Коммунист», – продолжает Владимир Андреевич. – Имея опыт работы в сельском хозяйстве, мы видим, что они развиваются. Но не теми темпами, которыми могли бы, а время уходит, и люди все еще не имеют приличного достатка. Поэтому в этом году мы обратились с просьбой к Правительству, готовим необходимые документы о приемке одного из этих предприятий, находящемся в худших условиях, к себе на баланс – это будет полностью структурное подразделение ОАО «Мозырьсоль». Добавятся еще три цеха: растениеводства, животноводства, механизации. Необходимо оценить эффективность вложений. В этом году мы оказали помощь этим аграриям на сумму более 7 миллионов рублей: восстановили технику, купили новую, провели работы по заготовке кормов. За короткий срок эти два предприятия к уровню прошлых лет по приросту уровня производства, заготовке кормов, производству мяса и молока стали лидерами в Ельском районе. Так что результат есть, но хочется еще быстрее.
Мой посыл к трудовому коллективу прост: государство нам дало завод и возможность заработать, и от того, как мы будем вкладывать свой интеллект, профессионализм и другие достойные качества, зависит наше благосостояние. А поскольку все имеет свой срок: и жизнь, и трудовая биография, – все хочется сделать быстрее, чтобы человек в течение тех лет, что он отдает заводу, максимально увеличивал достаток своей семьи. Наша задача: каждый человек на заводе должен приносить пользу на своем рабочем месте».
Запад нам поможет! Без иронии
Деятельность нового гендиректора ОАО «Мозырьсоль» пришлась на период санкционного давления, которое, начавшись в 2020 году, затем только усиливалось. Каков был ответ солевиков?
«Знаете, мы – славяне, – напоминает гендиректор. – По моим наблюдениям, когда приходят невзгоды, мы сначала любим попричитать, затем привыкаем к новым условиям, но следом идет рывок. Включается наша славянская смекалка, и мы приходим в движение. Поэтому, признаюсь честно, первые сложности от санкций сегодня вспоминаю с улыбкой. Мы тяжелый период прожили, осмотрелись, протянули на старых запасах, и уже через 4–5 месяцев двинулись вперед. Когда мы проанализировали технологические параметры импортного оборудования, которые были заложены фирмами-производителями, то увидели, что они чрезмерно усложнены. Потому что это тоже способ на нас заработать, поставляя программное обеспечение и сервисное обслуживание, и чем сложнее «наворочены» в западной технике процессы, тем дороже их сопровождение. Сегодня же идет упрощение всех операций, снижение лишних «накрученных» производителями оборудования затрат. Когда включается наша славянская смекалка, потому что мы воспитаны принимать решения самостоятельно, то наши специалисты находят выход из самых безвыходных ситуаций. В результате уменьшилось количество закупок, снизились затраты. Там, где работает сложное оборудование, появились наши умельцы. Если не хватает своей компетенции, то мы общаемся с другими предприятиями и видим, что сегодня появляются белорусские Кулибины, способные переделать, перепрошить заграничные программы. Ничего не остановилось: экономика только улучшилась, затратный механизм уменьшился – и все работает. Так что этот стресс на нас повлиял положительно: у наших специалистов появился новый менталитет и желание работать, потому что раньше мы были ограничены рамками технологического коридора, созданного для нас Западом. Можно сказать, что «подсели» на эту технологическую иглу, когда вся работа порой сводилась к оформлению заявок по компьютеру и телефону, ожидая управленческих решений от западных партнеров, которые поставляют нам компетенции, заставляя покупать свое. А сегодня вижу, что наши инженеры перед планеркой сначала бегут на производство, чтобы своими глазами увидеть свою работу.
Так что мы от санкций только приобрели и больше чужие технические новшества не купим – мы сами сделаем. А любители санкций пусть ломают голову, куда теперь продать свой товар.
В экономике нет границ, и мы общаемся с нашими зарубежными партнерами. Они готовы нам все поставить, потому что сегодня они теряют прибыль, надо сокращать людей. Но за сотрудничество с нами предусмотрена уголовная ответственность и серьезные сроки. Европа может вообще потерять все. В скором времени к нам должны приехать партнеры из Индии, чтобы ознакомиться с производством, – аналогичное оборудование они выпускают не хуже. Не хотят продавать одни, купим у других, что не сможем купить – сделаем сами».
Цена ниже, качество выше
«Когда я пришел на должность директора, то не было проблемы произвести соль, – объясняет Владимир Андреевич. – Главное – ее продать. Но из-за высокой себестоимости на внешних рынках она была самой дорогой. Надо было пускаться на разные ухищрения перед потребителями, чтобы убедить их взять нашу соль. Так мы и жили, достатка особого не было, плюс обязательный упрек: «Значит, не умеете продавать». Но сколько я работаю, у меня принцип: «Сделать такую себестоимость продукции, чтобы у тебя ее просили продать». Тогда и служб лишних не надо, и другая экономика – то, что мы сегодня и сделали. А если добавить еще и качество! Подтянулись так, что нет ни одной рекламации на нашу продукцию, реагируем на любое обращение.
Поэтому мы и сделали упор на эту составляющую: в этом году при капремонте добились 6-кратной очистки нашей соли. И если раньше содержание NaCl у нас было 99,7 %, то сегодня уже 99,8 % – это показатель западных образцов, повышает нашу конкурентоспособность на различных тендерах. И это при том, что цена у нас ниже. В ценовом сегменте благодаря снижению затрат мы достигли того уровня, что на равных конкурируем с россиянами, у которых газ дешевле, чем у нас.
Кроме этого, сегодня невозможно со своей продукцией идти вопреки экономики страны. Если, например, есть рост жилищного строительства у нас и в России, то растет и потребление таблетированной соли для станций водоподготовки – мы растем вместе с развитием наших стран. Соответственно растет и социальный пакет работников сользавода.
Плюс нас никогда не подводит железная дорога, поставки мы не срываем, выполняя все договорные обязательства, – есть дисциплина в стране, то и все структуры работают слаженно. Сегодня 80 % нашей продукции отправляется железнодорожным транспортом: каждый день, если мы работаем на максимальных объемах, отгружается 2200 тонн продукции, а складские помещения рассчитаны только на 3-дневный запас – без четкой работы железнодорожников был бы «завал». Не только мы работаем, но и на нас работают, поэтому очень благодарны Белорусской железной дороге».
Люди – главный капитал
Совершенствование производства – это замечательно, но возникает и такая непростая тема, как сокращение персонала.
«Мы живем в социально ориентированном государстве, где в центре внимания – человек. Проблему мы видим и стараемся решать, – не уходит от ответа Владимир Дворник. – Несомненно, с развитием производства появляются лишние рабочие руки, но мы всегда учитываем, что люди отдали этому предприятию фактически всю свою жизнь. В коллективе есть те, кто не просто работает здесь с первого дня, но еще и строил наш завод. Поэтому в этом направлении мы работаем без спешки. Во-первых, новых людей мы практически не берем, только тех, в чьих компетенциях мы нуждаемся. Если кто-то уходит на пенсию, мы внутри проводим «рокировку», ставя работника на новый участок сообразно его способностям. Массовые увольнения точно не планируются, все идет постепенно: если раньше у нас трудилось 1050 человек, то сегодня – 940. Коллектив у нас возрастной, но я уверен, что придет и молодежь. Полтора года назад к нам никто не обращался, а недавно на личный прием пришли 13 человек с просьбой взять на предприятие – всех занесли в банк данных.
На заводе всегда поощряли стремление к образованию, к повышению квалификации. Сегодня у нас уходят на заслуженный отдых два специалиста узких и важных специальностей: инженер-геолог и инженер-маркшейдер. Нашли у себя двух работников с подходящим образованием, проявивших себя в деле, с достойными личными качествами. Отправляем их в Минск учиться на горных инженеров, чтобы они в итоге получили соответствующие специальности – это только один из примеров планомерной работы по подготовке кадров, чтобы закрывать проблемные позиции.
Безмерно благодарен нашим ветеранам: у нас множество специфических профессий, которым не учат нигде, поэтому из поколения в поколения идет обучение новобранцев работе на производстве.
Сегодня уходит на заслуженный отдых замечательный мастер своего дела и просто надежный человек Владимир Алексеевич Челомбиев. Уговариваю его поработать еще, готовы сделать ему удобный режим без ночных смен – только чтобы он обучал нашу молодежь профессии аппаратчика выпаривания соли и другим тонкостям. Потому что он невероятно ответственный, не устранится от сложностей и не смолчит, если что-то идет неверно, – образец профессионала и настоящий отец-командир для молодежи. Еще раньше убедили поработать другого заслуженного ветерана – Ирину Васильевну Мисевич. Она была начальником смены, но мы ее подняли до заместителя начальника цеха, чтобы она учила и рабочих, и мастеров, и других заместителей».
Знаю как
Владимир Андреевич Дворник окончил Витебскую государственную академию ветеринарной медицины и пришел, на наш взгляд, на производство, далекое от специальности по диплому. Поэтому интересно узнать, как ему удалось вникнуть во все технологические процессы, в работу оборудования, станков, аппаратуры, механизмов.
«Мозыряне наверняка знают мою трудовую биографию: 13 лет я руководил совхозом-комбинатом «Заря», – напоминает наш собеседник. – Экономические принципы для любого производства одни и те же: сокращай затраты, чтобы получить доходы. Сегодня во многом идет повторение пройденного тогда пути. Ведь первоначально это было чисто сельскохозяйственное производство, а потом появилась переработка – подходы те же самые, разве что иногда меняются направления. И обязательно анализ работы. Всегда надо пробовать что-то новое. Затем у «Зари» появилась своя фирменная торговля – 90 % своей продукции они продают сами. Я подобрал все переделы, которыми надо было с кем-то делиться, – в итоге собрали коллектив единомышленников.
По своему жизненному принципу, если я в чем-то не разбираюсь, то не могу руководить – чувствую себя не на своем месте. Поэтому 70–80 % должен знать от специалистов на местах – тогда есть право давать указания. Главное – не стоять на месте. Не получается на земле – сделай в воздухе, не получается в воздухе – попробуй под землей. Если говорить о тех же коммуникациях, то выход найдется всегда.
Огромное спасибо нашему коллективу, я ведь всего лишь нанятый управляющий. Мои требования можно выполнять в приказном порядке, можно – по обязанности, но можно и с душой и желанием. И моя обязанность – зажечь всех так, чтобы на работу бежали, а с работы домой не спешили. В одиночку невозможно все сделать».
На заметку руководителям
Верна ли новость, что в целях экономии на сользаводе закроют столовую?
«Ни в коем случае, – улыбается Владимир Андреевич. – Кстати, на столовой мы тоже сэкономили. Мы сделали завод зоной, свободной от курения. И те люди, кто на работе не курит, в столовой питается бесплатно. Раньше каждые два часа объявлялся технологический перерыв, он же перекур. Сегодня этого нет, курящих осталось только 12 человек. Сократилось и количество больничных.
Ежедневно рабочие во время обеда получают 40 граммов сала – медицинская норма для человека. Люди не всегда смотрят за своим здоровьем, поэтому стараемся помочь».
Новый век
Сользавод рассчитан на 50 лет работы, в этом году предприятие отмечает свое 40-летие. Что нас ждет через 10 лет?
«Продолжим работать, – уверен Владимир Дворник. – Только разведанных запасов мы имеем на 100 лет работы. Основные действующие выпарные системы и аппараты сделаны 40 лет назад – из титана. Анализируя сегодня состояние этих систем, мы видим, что износа нет. Конечно, меняются подводные пути (трубы), оборудование, но сами выпарные установки прослужат еще долгое время – советская наука заложила огромный потенциал в эти технологии, так что техника прослужит еще десятки лет. Остается только правильно и своевременно проводить положенные регламентные работы».
…На столе генерального директора лежит исследование Института физиологии Национальной академии наук Беларуси. Надеемся, что со временем сможем рассказать и об этой нестандартной идее коллектива солевиков во главе со своим генеральным.
Дмитрий КУЛИК.
Фото Сергея БОРОВИКА.
УНП 400087365.