Жыцце Палесся

19 января православные христиане отметят Крещение Господне. Рассказываем, когда начнут освящать воду в Мозыре

Это один из 12-ти церковных праздников, который тесно связан с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа. Своим крещением в Иордане Спаситель положил начало таинству Крещения – одному из семи главных церковных таинств, через которое человек рождается для жизни во Христе.

История возникновения праздника описана в Святом Евангелии.

На протяжении тысячелетий Господь готовил людей к Своему пришествию. Говоря через пророков, Он открывал те события, по которым люди смогут понять, что настало время Его пришествия в наш мир.

Одним из таких указаний в Ветхом Завете было следующее: должен прийти тот, кто будет возвещать всем о пришествии в мир Спасителя. Таким человеком был пророк Иоанн, прозванный впоследствии Предтечей и Крестителем Господним. «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1:4). Из текстов Священного Писания видно, что люди крестились в воде для прощения грехов – через покаяние и погружение их пророком Иоанном в воды реки Иордан. Такого действия еще никто из пророков, приходивших до Иоанна, не совершал. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили обновленными покаянием, потому что грех человеческий омывался водою.

По иудейскому закону человек не мог проповедовать, быть учителем до тридцатилетнего возраста, когда наступало мужское совершеннолетие. И Господь, Который пришел не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5:17), исполняет и этот закон, ждет своего часа, чтобы выйти на проповедь. Иисус Христос сам приходит к пророку Иоанну, чтобы погрузиться в воды Иордана – не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью. Иисус пришел на землю, чтобы взять на Себя грех мира: «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни» (Ис. 53:4).

Зачем же безгрешному Господу было принимать крещение? Во время крещения Иисуса Христа произошло нечто противоположное: весь груз грехов, смытых Иоанном с тысяч людей, вошел в тело Христово. На протяжении Своей проповеди Господь нес этот груз на Себе, чтобы затем на кресте смыть эти грехи Своей кровью. И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти, водную стихию вновь сделать стихией жизни. Это была последняя кровавая жертва за наши преступления. Все животные, которые приносились в жертву за людские грехи в ветхозаветные времена, были лишь прообразом Самого Иисуса Христа. После воскресения Господа принесение в жертву животных было упразднено Им Самим, и теперь в Церкви приносится бескровная жертва: хлеб и вино во время Литургии становятся Телом и Кровью Христовыми. И тот, кто причащается, ощущает действие Таинства Причастия: болезни постепенно утихают, в душе появляются мир и спокойствие, воздействие бесов и колдунов не достигает своей цели и другое. Кровью смываются наши греховные наклонности уже внутри нас. А телом мы становимся едиными со Христом, оставаясь при этом самими собой.

В момент Крещения Иисуса впервые в истории человечества все три Лица Святой Троицы были явлены людям. Господь Иисус Своею плотию погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца говорил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:13–17).

Крещение Иоанново – крещение покаяния весьма отличалось от крещений (омовений) ветхозаветных. Оно в чем-то служило переходным этапом к крещению новозаветному – церковному. Если омовения ветхозаветные были повторяемы всякий раз, как только происходила ритуальная нечистота с точки зрения Моисеева Закона, и эти омовения носили обрядовый характер, то крещение Иоанново, которое так и называется – крещением покаяния, было единоразовым и неповторяемым (как и крещение церковное), но требовало большего внутреннего участия самого человека, чем в Ветхом Завете, требовало покаяния и решимости изменить свою жизнь. Омовение в воде в этом случае было лишь некоторым символическим знаком для человека, своего рода «закреплением» этой нравственной решимости отстать от прежних грехов, но душу человека не очищало, потому что для этого требуется участие Божие через благодать Святого Духа, а она суть достояние Христовой Церкви. Но как же крещение церковное отличается от крещения Иоаннова и уж тем более от вышеупомянутых ветхозаветных омовений? В нем реально, а не только символически, прощаются человеку все его совершенные им грехи, прощается наследие Адамова греха (то, что называют первородным грехом), а главное, подается рождение в новую жизнь и огромное количество великих дарований.

Итак, Христос исполняет всякую правду – правду Иоаннова крещения и крестится от Иоанна. Но Иоанново крещение Он заменяет впоследствии на крещение церковное – во имя Святой Троицы, повелевая Своим апостолам после Своего Воскресения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19). И здесь мы подходим к более важному смыслу праздника, ибо у него есть второе именование: Богоявление.

В сочельник 18 января и в сам праздник Крещения 19 января во всех храмах, также в реках и водоемах священнослужителями совершается чин Великого освящения воды. Через это освящение Святая Церковь являет нам правду о том, что благодать Божия стала доступна нам, она реально действует в этом мире через эту воду. Благодать Божия, проникая в водное естество, нечто изменяет в нем. Внешне сохраняется химическая формула воды, ее физические свойства, но она становится другой. Она теперь наполнена Божественной благодатью и имеет чудодейственную силу, поэтому и называется великой агиасмой, то есть великой святыней. В молитвах при освящении воды мы слышим, что все, с верой «прикасающиеся» к ней, «почерпающие» ее, «причащающиеся и мажущиеся» ею, получают освящение, исцеление от физических и духовных недугов. Она защищает, становится непреодолимой преградой для всех наветов видимых и невидимых злых сил. Поэтому все православные христиане причащаются святой водой, окропляют ею себя, свои жилища, землю, дающую пропитание, домашний скот. Великая агиасма приводит нас к жизни вечной, через нее другая реальность открывается нам, открывается Божественная жизнь, и, оставаясь в этом мире, во зле лежащем, через великую агиасму мы входим в настоящую жизнь, жизнь Божественную, в Царство Небесное.

Но надо знать, что благодать Божия сама по себе действовать не будет. Святая вода, принесенная из храма домой, сама по себе ничего не изменит в нашей жизни. Необходимо наше желание измениться, наше волевое усилие в сторону Бога, и тогда Господь ответит на это наше желание: «Укрепите ослабевшие руки, скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш… придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне» (Ис. 35: 3–6).

В Крещение Господне, как и в любой другой великий праздник, Церковь призывает нас прежде всего сознательно оказаться на богослужении. Прийти не просто, чтобы унести с собой воды, а чтобы помолиться на службе и постараться прикоснуться к тому содержанию праздника, который совершается в церкви.

Что важно знать?

Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18 января, и 19. Поэтому нет разницы, когда набирать святыню для домашнего использования. И та, и другая вода является крещенской.
Воду освящает не материальная сила, а Сам Бог. Это одно из великого множества действий Его благодати.

В храме, стоя за крещенской водой необходимо вести себя благоговейно, не толкаясь и не разговаривая, умственно прочитывая молитвы, так как мы берем великую святыню и хотим получить от нее благодать Господа.

Святая вода в продолжение многих лет остается нетленной, как будто бы она только минуту назад была почерпнута из живого источника.

Благодатные и исцеляющие свойства крещенская вода получает после совершения над ней чина – Великого водоосвящения. В водопроводных кранах вода святой Агиасмой не становится, «потому что воспринимается как освященное в церкви то, что в церкви и освящается». Так что не поленитесь дойти до ближайшего храма, чтобы взять святой воды.

Традиция купания в проруби – это благочестивый обычай, свидетельство величия духа народа. Но надо помнить, что никакого прощения грехов во время погружения в «иордань» не происходит. Грехи человека прощаются Самим Господом при раскаянии во время Таинства исповеди.

Крещенскую воду 18 и 19 января можно пить целый день, мазаться ею, обливаться. После праздника Крещенская вода принимается только натощак.

Хранить святую воду нужно в подобающем месте, лучше рядом с иконами.

Святой водой можно помазывать больные места или смачивать лицо больного человека. Делать компрессы из крещенской воды или добавлять ее в воду для купания не следует.

Крещенскую воду, даже если она помутнела, нельзя просто отправлять в канализацию. Это святыня. Лучше всего вылить ее в комнатные растения, в реку или в чистое место под дерево.

Категорически недопустимо использование крещенской воды для гаданий, языческих и оккультных обрядов, которые запрещены Церковью.

Чудеса исцелений происходят и в наши дни. Однако чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в Бога, кто верит в силу молитвы Церкви, кто имеет искреннее и чистое желание изменить свою жизнь.

В праздник Крещения Господня, как и в другие большие праздники, православные христиане стараются всей семьей причаститься. Нужно достойно приготовиться к этому Святому Таинству: постом, молитвой и покаянием.

Существует древний благочестивый обычай: после праздника Крещения Господня приглашать священнослужителей для освящения домов. Желающие освятить свое жилище могут обратиться в любой храм и попросить священнослужителя приехать к нему домой.

Кафедральный собор святого Архангела Михаила г. Мозыря

18 января

Божественная Литургия – в 8.00.
Освящение воды в храме – с 11.00 до 21.30.
Начало Крестного хода от кафедрального собора на реку Припять, освящение воды – в 19.30.

19 января

Божественная Литургия – в 8.00.
Освящение воды – с 10.00 до 21.30.
Освящение воды на гребной базе – в 11.00.

Протоиерей Александр ШИЛЕНОК, председатель отдела по связям
с обществом и СМИ Туровской епархии.

Exit mobile version