С начала этого учебного года стартовал новый республиканский конкурс «Педагогический дебют», в котором принимают участие молодые специалисты, имеющие стаж работы в сфере образования до 5 лет.
Победителей определят по четырем номинациям, одна из которых – «Лучший молодой учитель». В конкурсе профессионального мастерства участвует учитель русского языка и литературы средней школы № 9 Виктор Горбачук. Он уже прошел районный этап, вошел в тройку победителей областного этапа и сейчас готовится к республиканскому.
«Участие в этом конкурсе для меня – бесценный опыт, знакомство с интересными людьми и возможность поделиться навыками, которые, надеюсь, кому-то помогут, – говорит Виктор Игоревич. – Фестиваль «Педагогический дебют» – явное доказательство тому, что в нашей стране уделяется большое внимание молодым специалистам. Я узнал про него от школьной администрации и отправился за разъяснениями в отдел образования. Послушал, оценил собственные силы и решил, что буду в числе участников. И не пожалел об этом решении ни на минуту».
Подготовка началась фактически сразу же. На первом этапе конкурса, который проходил заочно, Виктору Игоревичу нужно было написать эссе «Я – педагог! И это…», а также представить план-конспект урока. На вопрос, какими мыслями делился в сочинении, молодой учитель отвечает просто: «Писал, каким вижу идеального педагога, к чему нужно стремиться. Опираясь на личный опыт работы, попробовал перечислить качества, которые необходимы в этом ремесле. Говорил о любви к детям и профессии, о саморазвитии, эмпатии, самосовершенствовании». Мысли мозырского учителя тронули жюри, и он продвинулся на шаг вперед – стал участником следующего этапа.
«Сам формат проведения очного областного этапа – своеобразная проверка выносливости и психологической устойчивости педагога, – вспоминает пережитые впечатления Виктор Игоревич. – В первый день необходимо было представить визитку и публичное выступление, затем мы отправились в учебное заведение, в котором должны были дать урок в незнакомом классе. На подготовку к уроку и написанию конспекта времени было немного. Я закончил писать конспект ночью, а в восемь часов утра уже должен был давать урок… Разумеется, одному с задачей сложно справиться – мне помогала сильная команда: администрация и коллеги нашей школы. Без поддержки победу в таком конкурсе одержать сложно, поэтому я искренне благодарен каждому за совет и содействие».
Участники подобрались очень достойные и сильные. Мозырскому учителю запомнились яркие выступления конкурсантов, сам процесс подготовки к выступлению, урок в незнакомом классе и, конечно, неподдельные эмоции детей, для которых он провел урок русского языка. Это был 5 класс одной из школ Гомеля. Поначалу дети немного удивились приходу незнакомого человека. Но быстро освоились и включились в процесс изучения темы «Правописание непроверяемых гласных в корне слова». Сорок пять минут пролетели как один миг. Виктор Игоревич делится, что волнение присутствовало, конечно, но, когда занимаешься любимым делом, все лишнее быстро отходит на второй план, и главная цель – удержать внимание класса и максимально доступно донести материал – выходит на первый.
«Хорошо, что в нашей стране проводятся подобные конкурсы профессионального мастерства, – размышляет Виктор Горбачук. – Так мы, молодые педагоги, можем делиться опытом, видеть недочеты, сравнивать подходы и учиться новому. Стоять на месте, сомневаться, стесняться, искать причины – это не про современного учителя. Нужно постоянно ставить перед собой новые ориентиры и двигаться к ним. И конкурсы – хорошая платформа для этого. Я ценю общение с интересными людьми, которые стимулируют к профессиональному и личностному росту. В конце концов, профессия педагога очень значима. Учителей есть за что уважать, и государство делает все возможное, чтобы поднять престиж педагогического труда на новый уровень».
Нашего земляка впереди ждет заочный республиканский этап конкурса «Педагогический дебют», который «отсеет» двух участников. От Гомельщины на следующую очную встречу поедет один представитель.
«За результат переживаю, конечно, – делится он. – Видел, какие достойные участники выступали на областном этапе. На этот раз легче точно не будет. Но я сделаю все, что от меня зависит. И как минимум получу еще одну порцию ценного опыта».
Программа республиканского этапа совпадает с областным, правда, на этом уровне могут быть определенные «сюрпризы». Поэтому участники должны быть готовы ко всему. Уровень организации и претендентов на звание «Лучший в стране» будет очень высоким. Случайных людей там однозначно быть не может, ведь каждый участник уже прошел сложнейший отбор и достоин похвалы и почета.
Коротко о главном в интервью
– Виктор Игоревич, какой он – современный учитель?
– На мой взгляд, педагог – это вечная профессия. И раньше, и сейчас, и в будущем истинный учитель – это человек, который соединяет в себе любовь и к своему делу, и к ученикам.
– Вы наставник по призванию?
– Да. Не могу здесь не вспомнить слова Роберта Рождественского: «Учителем надо будет родиться и только после этого – стать». В основе учительского призвания – желание получать новые знания и делиться ими с детьми.
– Что самое ценное в этой профессии?
– Благодарность детей, возможность видеть плоды своей работы.
– Что отличает настоящего педагога от человека в маске учителя?
– Наверное, призвание. Оно есть у каждого моего коллеги, который действительно на своем месте. А человек без призвания надолго не задержится в школе.
– Почему сегодня есть проблема нехватки кадров?
– Проблема относительна. В моей школе работают замечательные педагоги, как опытные, так и молодые. У нас очень сильная администрация. Трудимся в команде ради общего результата. Слабого звена просто нет. И на областном этапе я увидел молодых учителей, которые оставили замечательное впечатление. Я понял, что дети – в надежных руках. Да, не все хотят работать в школе, но это нормально. Люди разные, не каждый родился с педагогическим огоньком. Да и работа наставника очень сложная, кропотливая, порой нервная и выматывающая. Это дело нужно любить изнутри, восполняться отдачей детей, которые тебе доверяют и хотят становиться лучше, следуя указанным путем. Получается, в наших руках их будущее – это важно понимать и ценить. Я думаю, случайный человек не приживется в школе.
– Почему вас заинтересовали именно русский язык и литература?
– В старших классах я пристрастился к чтению классики. Читая Пушкина, Лермонтова, Чехова, открыл много нового в самом себе. Еще понял, что хорошее знание языка помогает людям понять друг друга, ведь донести мысли в понятной другому форме не так просто, как кажется на первый взгляд. Русский язык – один из двух государственных в нашей стране. Им мы пользуемся каждый день, поэтому важно хорошо владеть тонкостями. А еще для меня русский язык самый красивый в мире.
– Получается ли у вас «влюбить» учеников в свой предмет? Если да, то как?
– Нужно самому любить предмет, считать его важным. Тогда он станет важным и любимым для учеников.
– Какие методы (лайфхаки) используете?
– Я давно увлекся мнемоникой, придумываю разные «запоминалки», чтобы у детей возникали яркие ассоциации. Тогда они лучше усваивают материал. Ученикам нравится, есть реальный результат такого формата работы. Будем продолжать.
– Как бы вы продолжили фразу «Я всё смогу, если…», исходя из пройденного пути и планов на будущее?
– Я всё смогу, если буду ставить перед собой реальные цели и поэтапно идти к их достижению.
– Какой победой (достижением) вы особенно гордитесь?
– Главное достижение в профессиональном плане – это благодарность и любовь детей, их теплые и искренние слова. Главное достижение в личном плане – это крепкая семья.
– Как считаете, сегодня сложно начинающему специалисту найти себя и добиться высот?
– Очень сложно. Многое зависит конкретно от тебя. И еще ряд факторов должен сойтись. У меня, к примеру, ничего бы не получилось без поддержки семьи: жены, дочери и родителей, – а также коллег педагогов и администрации школы. Любой человек, глядя на молодого специалиста, должен сначала вспомнить себя в его возрасте и только потом делать какие-то выводы. Критиковать очень просто. Как-то я читал интервью заслуженного тренера России по фигурному катанию Этери Тутберидзе. Она сказала, что не верит в быстрое становление, хотя успехов добилась относительно рано. Я с ней абсолютно согласен. Хоть у меня и моих учеников есть определенные достижения, я только в начале своего пути, мне нужно еще очень многому научиться.
– Что помогает реализоваться, а что тормозит процесс?
– Исходя из личного опыта, я понял, что больше всего тормозят процесс реализации всевозможные иллюзии. Если понять и принять себя, отбросить придуманные фантазии, поставить перед собой реальную цель, то это поможет реализоваться.
– Какие качества нужно развивать молодому лидеру?
– В первую очередь, гибкость мышления и стремление к развитию. Во-вторую – человечность, доброту, оптимизм, уверенность в себе и творческий подход.
– Что посоветуете молодым парням и девушкам, которые в начале пути и боятся делать решительные шаги?
– Нужно заниматься тем, к чему лежит душа, не бояться экспериментов и пробовать что-то новое, работать, не жалея себя, не забывая благодарить, помогать, быть честным и справедливым.
Наталья КОНДРУСЕВИЧ.
Фото Александра СОЛОДКОВА.