Жыцце Палесся

Первые зарядные станции для электрокаров скоро заработают в Мозыре

Владельцы электромобилей вскоре смогут заряжать свои машины, не выезжая из города. Две электрозарядные станции (ЭЗС) постоянного тока возле ТЦ Catapulta установил белорусский оператор РУП «Производственное объединение «Белоруснефть».

Спрос уже есть

Количество электромобилей в Беларуси достигло уже десяти тысяч, в Мозырском МРЭО ГАИ таких машин зарегистрировано уже 60. Вместе с этим реальные и потенциальные владельцы электрокаров, особенно на периферии, постоянно задаются вопросом: а что будет с инфраструктурой?

Несмотря на ее постоянное развитие, до сих пор мозыряне не имели возможности зарядить свои электрокары в черте города, так как самая ближайшая зарядка находилась в Калинковичах. А это не совсем удобно.

И вот на днях белорусский оператор РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», представляющий сеть зарядок Malanka, откроет две ЭЗС в Мозыре. Как рассказали нашей газете специалисты предприятия, производитель этих зарядок – белорусская компания «Витязь». Каждая из них имеет мощность 50 кВт. Электрозарядные станции являются однопостовыми: одновременно могут заряжаться по одному автомобилю на каждой. Отличительной особенностью мозырских ЭЗС стал специальный разъем для китайских электромобилей – GB/Т. Кроме него, есть еще два разъема – ССS Combo 2 и CHAdeMO. На боковой панели установки размещена инструкция по эксплуатации зарядной станции, а также меры безопасности. В компании отметили, что сеть ЭЗС будет расширяться по территории Беларуси более активными темпами.

К слову, полная зарядка автомобиля Nissan Leaf 2013 года выпуска на такой ЭЗС займет не более 40–50 минут. Стоимость услуг по зарядке электромобильного транспорта постоянным током (DC) – 0,49 руб./кВт. ч. Для сравнения: стоимость топлива за литр (ДТ и АИ-95) – 2,46 руб. Если подсчитать, то получится, что использование электроэнергии выгоднее в 2–2,5 раза. И это при пользовании ЭЗС. При зарядке автомобиля от домашней розетки выгода будет еще больше. Но в этом случае вы потратите на зарядку около 6 часов.

100 километров – на одной зарядке

Можно бесконечно дискутировать о том, что лучше: электрокар или традиционный автомобиль с ДВС. У каждого есть свои преимущества и слабые места. Но нельзя спорить с очевидным фактом: в Мозыре, как и в других белорусских городах, электромобилей с каждым годом становится все больше.

В Мозыре одним из владельцев электрокара является Дмитрий Корнейчик. С ним нам удалось встретиться и пообщаться. Вот, что он рассказал:

– У меня электромобиль Nissan Leaf 2013 года выпуска. Я им пользуюсь два года. Батарея емкостью 24 кВт. ч. На одной зарядке можно проехать ориентировочно 100–120 км. Но это только в комфортных для батареи и машины условиях. В холодную погоду ход, естественно, будет меньшим – порядка 60–70 км. Учитывая возраст автомобиля, присутствует деградация батареи, ведь со временем она изнашивается. Поэтому необходимо правильно за ней ухаживать. К примеру, в жаркую погоду стараться не ездить на предельно высоких скоростях, чтобы не перегревать батарею. Максимальная скорость для моей машины – 150 км/ч. Оптимальная скорость для электромобиля по трассе – 75–80 км/ч.

Кроме того, советую не разряжать батарею в ноль, что может негативно сказаться на ее состоянии. Оптимальным для батареи является состояние в 15–20 % зарядки, чтобы включить новую сессию.

Дешевле бензина в разы

– Ничто так не радует автовладельца, как минимальные траты на поездку на машине. – делится Дмитрий. – К примеру, 100 км езды на моем электромобиле выходит в 5–7 раз дешевле, нежели на бензине. Меня часто спрашивают: напрягают ли частые зарядки? Нет! Главное, чтобы в том месте, где «ночует» электрокар, была розетка. И здесь существенное преимущество будет у тех, кто имеет частный дом или гараж. Я живу в многоэтажном доме, но заряжаю неподалеку в частном доме у родственников. И это главный критерий, который останавливает многих автолюбителей сделать свой выбор в пользу электромобиля. Если кто-то живет, к примеру, в Козенках, а зарядная станция находится около рынка «ИстПал», то там оставлять машину на ночь никто не будет.

В настоящее время, когда работа связана с поездками по городу, я заряжаю один раз в три дня. Получается, что за день проезжаю 25–30 километров. Если приходится ездить больше, то заряжаю через день. От обычной домашней розетки машина зарядится за 5,5–6 часов. Если ее поставить на ЭЗС, то процесс займет порядка 40–50 минут.

О ремонте можно забыть

– Теперь еще несколько слов о ремонте. – продолжает Дмитрий Корнейчик. – За два года эксплуатации автомобиля я проехал порядка 40 тысяч километров. И только один раз заезжал на СТО, где поменял две шаровые опоры в подвеске. Владельцы электрокаров освобождены от транспортного налога. Такие авто любят городскую езду со всеми остановками на светофорах. В это время происходит такой процесс, как рекуперация. Это возвращение части энергии батареи для ее повторного использования. Другими словами, автомобиль немного самостоятельно заряжается. Но не в этом кайф, а в том, насколько комфортно тебе управлять автомобилем в городской среде. У тебя только две педали – газ и тормоз. Никаких рычагов передач и сцепления. Более того, опытные водители практически не пользуются тормозом. Если тебе надо остановиться на светофоре, ты заблаговременно снимаешь ногу с педали газа, и машина сама плавно останавливается. Кроме того, ты вообще не слышишь, как электромобиль работает. Весь этот комфорт ощущаешь на себе, когда в первый раз сядешь за руль электрокара.

Я, как и многие владельцы электрокаров, нисколько не жалею, что сделал свой выбор в пользу такого автомобиля. Но между тем хотелось бы, чтобы инфраструктура для электрокаров не только на белорусских трассах, но и в спальных районах крупных городов была развита в разы лучше. Тогда больше автолюбителей пересядет на электромобили.

Сергей БОРОВИК.
Фото автора.

Exit mobile version