Общий стаж – около 200 лет. Директор мозырской школы № 11 Евгения Воронович – в нашем новом проекте «Фамильное призвание»

1540

– В детстве я была счастливым ребенком, потому что меня воспитывали бесконечно любящие родители, – рассказывает Евгения Сергеевна. – Мы жили в деревне Скрыгалов. Мой отец – это пример идеального мужчины, семьянина. Рыбалка, охота, прогулки на природе – я везде побывала с ним. Самое деятельное участие в моем воспитании принимала бабушка Евгения Константиновна, которая обеспечивала нам с сестрой Татьяной надежный тыл. Бабушка – добрейшей души человек, каждую минуту моей детской жизни она была рядом…


– Расскажите подробнее о родителях.

– Мои родители – учителя. Мама Ольга Исаковна окончила физико-математический факультет Гомельского педагогического института. Трудилась заместителем директора по учебной работе в Скрыгаловской школе, а затем на протяжении почти 20-ти лет ею руководила.

Отец Сергей Васильевич окончил Мозырский педагогический институт им. Н. К. Крупской, затем преподавал физику также в Скрыгаловской школе. Родители жили работой и всегда рассказывали о ней с увлечением. В школе проводились очень важные и ответственные мероприятия, например, международный педагогический семинар, в котором участвовали педагоги из Польши, Чехии, Украины. Помню, как мама с нескрываемой радостью рассказывала: гости были восхищены тем уровнем, на котором давались уроки обычными учителями в сельской школе. Мои родители привили мне любовь к учительской профессии, научили меня делать то, что любишь и любить то, что делаешь.

Прадед Евгении Сергеевны – Константин Михайлович Захарьяш был Заслуженным учителем БССР. Он учился в Несвижской учительской семинарии в одно время с Якубом Коласом.

– Когда я беру в руки книгу «Память», то делаю это с трепетом, ведь в ней говорится и про моего прадеда, – продолжает наша собеседница. – Только подумать: 60 лет человек отдал школе! Был награжден орденом Ленина, многими другими медалями. Были в моей родне и профессор, доктор медицинских наук, и преподаватель автодорожного университета…

Ольга Исаковна и Сергей Васильевич Карпеш всю свою жизнь посвятили педагогике.

– Вам есть на кого равняться! А с такими родителями, наверное, несложно было определиться с будущей профессией.

– Признаться, еще в младших классах мне очень хотелось стать врачом, – вспоминает Евгения Сергеевна. – Ведь у нас в роду были не только учителя, но и работники здравоохранения. Однако вскоре пришло четкое осознание, чего я все-таки хочу. Мои родители, мои учителя, которых я помню, которым я благодарна за уроки жизни, – все эти замечательные люди и повлияли на выбор моей профессии. И сегодня, оглядываясь назад, я об этом не жалею, наоборот, горжусь, что я учитель.

Навстречу своему призванию

В 1994 году, окончив с золотой медалью Скрыгаловскую среднюю школу, Евгения поступила в Мозырский пединститут, а после пришла работать в свою родную школу учителем начальных классов. В то время у нее появилась семья, родилась дочь.

В 2008 году уже с двумя детьми решила уехать из деревни и обосноваться в Мозыре. Самые теплые воспоминания у молодого педагога остались после работы заместителем директора санаторной школы-интернат вместе с ее руководителем Константином Хомутовским.

– После этого мне посчастливилось поработать с настоящими профессионалами своего дела в средней школе № 16, – продолжает Евгения Сергеевна. – А 9 февраля 2015 года я пришла в среднюю школу
№ 11, которая сразу стала мне по-настоящему близкой и родной. И сегодня я продолжаю бесконечно благодарить Бога и судьбу за то, что попала в такой замечательный коллектив, ведь в нашей школе работают педагоги-профессионалы, и мы движемся в одном направлении. Когда мы слышим друг друга, у нас все получается. Я горжусь коллективом, который возглавляю.

– Что самое сложное в работе педагога?

– Вести с детьми себя так, чтобы они тебя полюбили и поверили тебе.

Учительский труд – это большая ответственность и даже самопожертвование.

Но, если любишь детей, свое дело, если вкладываешь в него частичку своей души, то все получается. Постоянный контакт с родителями – тоже очень важный момент.

Родители говорят: дети изменились, они все свое время проводят в социальных сетях. Но, я считаю, они сами упускают момент доверия, общения со своими сыновьями и дочерями. А ведь взросление ребенка происходит моментально!

Созидай и твори

– Каким должен быть директор современной школы?

– Безусловно, директор – это очень ответственная и многогранная должность. Она требует сочетания навыков, присущих различным профессиям и специальностям. Руководитель должен быть тонким психологом, крепким хозяйственником, активным организатором, грамотным управленцем, талантливым артистом, креативным дизайнером и даже строителем, уважаемым и высокопрофессиональным наставником для своих учителей. А еще, я думаю, всегда будут в приоритете человеческие качества. Потому так важно собрать коллектив и повести его за собой, сделать все, чтобы в нем царила атмосфера доверия, взаимопонимания и взаимоподдержки. И никогда директор школы не должен останавливаться на достигнутом, а всегда двигаться вперед, развиваться.

– Какой вам видится школа будущего? Может быть, компьютеризация достигнет таких масштабов, что учителя уже не будут нужны?

– Ни в коем случае этого не произойдет. Думаю, что глобально ничего измениться просто не может, как всегда центральной фигурой в школе будет учитель-профессионал. Ведь даже самая совершенная учебная программа, идеальный учебник не дадут нужного результата, если рядом не будет педагога. И ни одна самая совершенная машина не заменит человека и настоящего человеческого общения. Я хочу верить, что школа будущего поднимет на высокий уровень статус педагога, для учащихся будут приоритетны знания, любовь к своей Родине, семье, духовное развитие, творчество, интеллект.

– Работа с отстающими в учебе детьми – часть деятельности учителя. Как правильно расставить акценты: наказать, поругать, вразумить?

– Для начала нужно разобраться в причине поведения ребенка. У каждого поступка есть свое обоснование. Организуя работу с ребенком, необходимо докопаться до сути: почему он ведет себя неподобающим образом, откуда плохие оценки, почему не справляется с тем или иным заданием?

Тут еще возникают вопросы к родителям. Может, ребенку не хватает внимания, любви или, наоборот, контроля? Одни дети более самостоятельны, другим нужна поддержка, а кого-то нужно и поругать. Хорошо, когда родители с ранних лет приучают ребенка к самостоятельности, учат без помощи извне решать проблемы. Чрезмерная опека порой мешает детям работать над собой.

– Наверное, ваш рабочий день расписан по минутам…

– Каждое утро звоню родителям, сыну и дочери. А в 8 утра я уже на работе. За день нужно успеть очень многое: оперативно решить все вопросы с учителями, техперсоналом, врачом, медсестрой, посетить пищеблок, пообщаться с детьми, родителями, представителями общественных объединений, организаций, принять участие в мероприятиях – необходимо быть максимально вовлеченным в образовательный процесс и полностью погруженным в школьную жизнь.

Вечером прихожу домой, но что бы я ни делала, мои мысли всегда о школе. Нужно найти время для того, чтобы выполнить домашнюю работу, просмотреть новостную ленту и просто побыть наедине с собой. Исправить какие-то свои ошибки, настроиться на завтрашний день.

– О чем у вас болит душа, как у человека, на котором лежит ответственность за детские судьбы?

– Хочется, чтобы каждый ребенок был счастлив и воспитывался в полноценной, любящей семье, чтобы наши дети были любимыми и у родителей всегда находилось время быть с ними рядом. Очень переживаю, если вижу, что ребенка «ведет» не в ту сторону. Как сделать так, чтобы он тебе поверил, как достучаться до души, чтобы подросток не совершил ошибок, за которые потом придется расплачиваться?

Ведь прожить несколько жизней, как в компьютерной игре, не получится. Хочется повторять сотню раз ребятам: помните, самое дорогое – это то, чтобы вы имеете сейчас.

– Расскажите о своей семье.

– У меня прекрасные дети. Дочь Оля окончила Витебский медуниверситет, трудится в нашей городской больнице врачом. Моя отдушина и утешение – ее дочь, моя внучка Алиса. С ней мы проводим практически все мое свободное время. Сын Сергей – студент 5 курса Гомельского медуниверситета, тоже осознанно строит свое будущее. У нас очень дружная, сплоченная семья.

– Как вы восполняете потраченную энергию?

– Свежие силы черпаю, общаясь с внучкой, детьми, родителями, люблю читать, смотреть интересные телепередачи, вдохновляюсь музыкальными новинками, с удовольствием хожу в театр, на выставки. В выходные и во время отпуска стараюсь уезжать в деревню, к родителям, ведь общение с самыми родными людьми всегда поднимает настроение, дарит заряд бодрости на неделю. Моя семья помогает мне и поддерживает всегда.

– Евгения Сергеевна, в завершение нашего разговора: ваши пожелания коллегам и ученикам.

– Педагогам – любви к своей профессии, благодарных учеников, здоровья, творческого роста, позитива, оптимизма. А выпускникам, которые скоро будут сдавать централизованный экзамен, хочу пожелать удачи, успехов и быть уверенными в своих силах.

Беседовал Александр
ЩЕРБАКОВ. Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: