Недавно на базе государственного учреждения «Гомельский областной Дом учащихся и работников учреждений профессионального образования» состоялось заседание коллегии главного управления образования Гомельского облисполкома «Об итогах деятельности системы образования Гомельской области за 2022 год и задачах на 2023 год».
В ней приняли участие представители Министерства образования Республики Беларусь, Гомельского облисполкома, начальники и специалисты отделов образования всех районов области. В рамках коллегии была организована выставка лучшего опыта работы учреждений образования области по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию «Через историческую память к миру и созиданию». Мозырский район на выставке представили педагоги и учащиеся ГУО «Средняя школа № 14 г. Мозыря» (презентация работы военно-патриотического клуба «Лазурит Мозырь») и ГУО «Средняя школа № 16 г. Мозыря» (система работы учреждения образования по воспитанию гражданственности и патриотизма в сотрудничестве с военно-историческим клубом «Калинковичско-Мозырский поиск», ГУО «Мозырский центр творчества детей и молодежи», Туровской епархией и родителями учащихся).
Во время работы выставочной площадки наш корреспондент организовал разговор с участниками областной коллегии. Как воспитать патриотизм у поколения TikTok, YouTube и Instagram? Каким должен быть подход в работе с подрастающим поколением, чтобы привить им уважение и желание работать в интересах своей страны? Кто является примером для современной молодежи? Признаться, ответы наших собеседников заставляют задуматься.
Татьяна Ермак, начальник учебно-методического отдела идеологической и воспитательной работы Гомельского института развития образования:
– Современное поколение мы должны воспитывать собственным примером, личной убежденностью и верой в то, о чем рассказываем сегодня детям. Начинать изучать историю надо с истории малой родины, с семьи и вкладе бабушек и дедушек в Победу в Великой Отечественной войне, с изучения истории учреждения образования, в котором обучаются ребята, и только затем переходить к изучению уникальности нашей большой Родины. Главным подходом в работе с молодежью должно стать живое общение, создание творческих проектов с приглашением ветеранов войны, изучением музейных раритетов и архивных документов, тогда у ребят будет возможность самим прочувствовать героическое прошлое, проанализировать ход событий и стать достойными гражданами страны.
Олег Дралов, руководитель по военно-патриотическому воспитанию ГУО «Средняя школа № 3 г. Гомеля имени Д. Н. Пенязькова»:
– Военно-патриотические классы сегодня – это строгая форма, выправка и большой плюс для тех, кто хочет связать свою судьбу с военным делом. В таких классах другие ребята, они не подвержены пагубному влиянию социальных сетей, у них есть цель – стать военным. То, что в нашей стране ввели ставки руководителей по военно-патриотическому воспитанию – это большой вклад в национальную образовательную систему. Конечно, есть сложности в работе. Но, считаю, что современное поколение достойно продолжает традиции предков, а если появляется в коллективе пару личностей противоположных взглядов, то большинство его тут же ставит на место. Меня это очень радует. Я стараюсь объединять ребят общими делами, мероприятиями, рассказываю о своей службе, всегда хожу в форме и создаю общий интерес к военнослужащему.
Владимир Гимбут, руководитель по военно-патриотическому воспитанию ГУО «Средняя школа № 16 г. Мозыря»:
– Нужны годы, чтобы привить подрастающему поколению настоящие патриотические чувства. Как я начинаю эту работу? Со знакомства с качествами законопослушного гражданина. Легче работать с учащимися, у которых патриотизм закладывается в семье и не важно, что это поколение ТикТок. Ребята из таких семей могут назвать фамилию прадедушки, рассказать о нем, знают главные вехи Великой Отечественной войны. Но, к сожалению, есть и такие, кто безразличен к героическому прошлому. За последние 30 лет, конечно, упущено многое. Выросло два поколения не вполне правильно морально сформированных граждан. Я, как историк, это вижу и наблюдаю падение нравственности, утрату чувства коллективизма, которое всегда было характерно восточным славянам. Для развития патриотической работы нужна поддержка государства, например, для организации экскурсий и подвоза детей к местам боевой славы. Ребята всегда откликаются на поездки, им нравятся «живые» впечатления, с удовольствием участвуют в военно-исторических реконструкциях.
Демиденко Михаил, курсант Гомельского кадетского училища:
– Я люблю изучать военное дело и строевую подготовку. Для меня примером патриотизма являются мои педагоги, у которых многому учусь. Я с честью ношу свой мундир, горжусь кадетским училищем и мечтаю стать офицером.
На груди у патриота сверкает медаль «За служение Родине с детства». Как рассказали нам однокурсники Михаила, награды он удостоен за хорошую учебу, активное участие в конкурсной, поисковой и исследовательской деятельности, занимается в известном клубе кадетского училища «Алые погоны».
Результативность работы педагогов зависит и от поддержки вышестоящих органов, их заинтересованности в решении насущных задач.
Феликс Галюк, заместитель председателя Мозырского райисполкома, по этому поводу высказал свое мнение:
– Учитывая все реалии сегодняшнего дня, на первое место выходит работа педагогов с учащимися 4-х, 5-х и 6-х классов. Это самый благоприятный возраст для того, чтобы эмоционально насытить ребят знаниями о героическом прошлом нашей страны. А если мы, начиная с дошкольников, будем прививать любовь к государственной символике, и если ребята будут знать и петь гимн, то программу минимум по патриотическому воспитанию мы уже выполним. Мы должны организовывать больше таких акций, где каждый учащийся проявит себя: не будет сторонним свидетелем, а сам станет активным участником, организатором и инициатором дела. Вот тогда наша воспитательная цель будет достигнута. А то, что педагоги Мозырщины на правильном пути, – это однозначно. Особенно те, которые объединяют усилия и сотрудничают с воинскими частями, военно-историческими клубами, общественными организациями. Когда я вижу военно-исторические реконструкции, где ребята вместе с педагогами воссоздают картины реальных героических событий, поверьте, душа радуется.
В Гомельской области функционирует 56 классов и групп военно-патриотической направленности. На областной коллегии было отмечено, что эту цифру следует увеличить, а также развивать и открывать объединения по интересам военно-патриотического профиля, активно проводить летние патриотические лагеря. Ведь участники военно-патриотических классов должны стать ярким примером патриотизма для современной молодежи.
Татьяна АНДРИЕВСКАЯ,
внештатный автор.