Воспитанники школы успешно сдают проекты и поступают на образовательные смены в национальный детский технопарк по направлениям кибербезопасность, робототехника, VR-технологии. В ближайшее время еще пятеро учащихся отправятся на месяц получать новые знания по современным и востребованным специальностям.
Национальный детский технопарк – это учреждение образования, которое поддерживает одаренных учащихся и развивает у них интерес к научно-технической и инновационной деятельности, а также стремление к личностным научным достижениям. К слову, обучаются ученики там бесплатно.
Финалисты конкурса «100 идей для Беларуси»
Преподаватели школы программирования и робототехники Виталий Киселев и Сергей Кравчук выявляют юных талантливых мозырян и помогают им развивать потенциал. В итоге дети могут поступить без вступительных тестов в вузы страны по своим направлениям.
«Тема искусственного интеллекта сегодня актуальна среди молодежи, – отметил Сергей. – Речь идет о наборе самых разных технологий, которые в широком смысле можно собирательно охарактеризовать как «самообучающиеся адаптивные системы». Использование этих инструментов и методов открывает новые возможности во многих областях. Искусственный интеллект и другие алгоритмы широко используются в онлайновом поиске, сфере развлечений, социальных сетях, беспилотных автомобилях, визуальном распознавании, инструментах перевода, умных помощниках, преобразовании голоса в текст и во многих других приложениях. Отсюда следует, что их использование в различных сферах жизнедеятельности Беларуси может привести к высоким результатам в области экономики. И значительно повысить качество нашей жизни. Молодое поколение начинающих программистов активно приобщается к тематике создания алгоритмов для искусственного интеллекта. А Национальный детский технопарк служит в нашей стране по этому направлению одним из основных мест для накопления опыта. Там учащиеся знакомятся с разными современными подходами в этой области. Мы в своей школе активно готовим учеников для работы в технопарке по актуальным направлениям робототехники, разработки программного обеспечения и игр».
Виталий и Сергей не только преподают, но и создают: они вошли со своим проектом «Манипулятор» в финал республиканского конкурса «100 идей для Беларуси». Их робот с помощью веб-камеры распознает движения руки человека, который им управляет, и повторяет их. «Идея была представить проект управления роботом через компьютерное зрение, – пояснил Виталий. – Мы попробовали, все получилось. В следующем году планируем ехать в качестве кураторов наших учеников. В «Robocode» мы обучаем специалистов будущего. Уже сейчас продукты искусственного интеллекта окружают нас. Некоторые профессии постепенно уходят в закат из-за процесса роботизации. Поэтому востребованы будут те специалисты, которые разбираются в новых технологиях». Занятия в «Robocode» построены так, что теория закрепляется большим количеством практики. Ребята предлагают идеи и самостоятельно их разрабатывают, раскрывая внутренний потенциал. Есть такие проекты, с которыми можно смело отправляться в технопарк и на конкурсы. Ученики школы накапливают материал и формируют личное портфолио.
В школе «Robocode» настроены на то, чтобы ребята реализовывались, получали востребованные навыки и знания, поступали в профильные учебные заведения и создавали уникальные продукты.
Разработка проекта – хороший опыт
Поговорили с ребятами, которые проведут месяц на образовательной смене в национальном детском технопарке и получат новые знания.
Наталья Боровкова занимается в школе программирования уже третий год. Девушка рассказала, что привлекло ее пробное занятие, на которое попала случайно: «Возле моей уже бывшей школы раздавали флаеры «Robocode», и меня пригласили на пробное занятие. Пришла, послушала и осталась. Программирование и робототехника изначально не интересовали меня, была тяга к математике и решению логических задачек. Стала углубляться в программирование – меня затянуло. Понравился нестандартный способ обучения, преподаватели, командная работа и взаимодействие с микросхемами и электроникой. Под опытным надзором разработала проект «Системы безопасности с обнаружением и распознаванием лиц», состоящий из трех частей. Писать его было непросто, но очень интересно. Сложности вызвала библиотека для обработки изображений и видео. Я потратила много времени, изучая логику методов и классов этой библиотеки, принципов нейросетей, обрабатывающих изображения. А после усердно закрепляла теорию на практике. Не сразу всё получалось. Но это хороший опыт. Продолжу разбираться в этом вопросе, и, надеюсь, получится сделать более детальную и мощную нейросеть с распознаванием лиц. А смена в технопарке – это шанс развить навыки. В будущем планирую развиваться в сфере нейросетей и анализа данных. Возможно, усовершенствую когда-то процесс бизнес-аналитики данных».
Татьяна Кудан пришла в школу программирования недавно, но уже добилась явных результатов: «В январе этого года я начала заниматься по направлению разработки программного обеспечения на Java. Программирование меня заинтересовало не сразу, хотя математику, физику и информатику я всегда относила к категории любимых учебных предметов или даже любимых хобби. Помню, как еще в начальной школе говорила, что в будущем хочу стать инженером. Однако с переходом в среднюю школу уверенность поугасла. Стало казаться, что изучение информатики за пределами школьной программы – дело трудное и нудное. По факту оказалось иначе: с хорошими учителями изучение синтаксиса нового языка не отнимает много времени, а выполнение сложных задач лишь подстегивает интерес к дальнейшему изучению возможностей языка. В школе «Robocode» я делала свои первые шаги в освоении азов робототехники. Так однажды на свет и появился мой незамысловатый, но очень полезный проект: система автоуправления электродвигателем при помощи цветовых индикаторов. Хорошая вещь, к примеру, для автоматизации управления составом метро. В будущем, конечно, хотелось бы заниматься разработкой более интересных и масштабных проектов. В моей голове ждут своей очереди на реализацию уже несколько новых идей. А побывать на образовательной смене в детском технопарке – чудесная возможность интересно провести школьное время, при этом углубив свои знания по робототехнике. Наверное, именно с ней я хочу связать будущую профессию».
Станислав Журавель занимается в «Robocode» уже два года. Парень захотел узнать, как создаются игры: «Я часто играю, поэтому решил изучить процесс изнутри. Конечно, с помощью опытных наставников. Попробовал сделать кроссплатформенную версию игры «Змейка». Понял, что это несложно. Планирую научиться создавать 3D-игры. Да, некоторые считают, что такое развлечение вызывает зависимость у детей. Спорить не буду, случаи разные известны. На мой взгляд, игры могут как навредить, так и помочь. Чтобы не попасть в коварную ловушку, нужно четко контролировать проведенное за компьютером время. Я и сам прошел нелегкий путь геймера и сделал такой вывод. Приведу пример: одному человеку сказали чистить картошку, а другому – играть на компьютере. Оба будут заниматься своим делом 30 минут, при этом не имея часов перед глазами. Наверняка тот, кто чистил картошку, скажет, что прошло не меньше часа. А тот, кто играл, скажет, что прошло не больше 10 минут. Все просто: чистить картошку – занятие скучное и монотонное, поэтому растягивается во времени. Мозг подает сигнал «скорее бы это закончилось». А с компьютерной игрой – наоборот: быть в процессе интересно, поэтому человеку хочется продолжать этим заниматься. И тут как бы самообман. Я, когда «зависал», мог просидеть за компьютером несколько часов подряд. Потом понял, что надо соблюдать самодисциплину. К слову, хорошо в этом вопросе помогает спорт. А так игра – это другая реальность. Это выход на новый уровень развития личности, возможность испытать себя в разных условиях, прислушаться к ощущениям.
Думаю, когда поеду на смену в детский технопарк, найду единомышленников и поделюсь идеями. Уверен, создание 3D-игр поможет мне определиться с будущей профессией».
Наталья КОНДРУСЕВИЧ.
Фото Александра СОЛОДКОВА.