По благословению епископа Туровского и Мозырского Леонида на вопросы читателей отвечает председатель отдела по связям с обществом и СМИ Туровской епархии протоиерей Александр Шиленок.
1 Начался Великий пост. Это важное и волнительное время для каждого православного христианина. Моя работа связана с организацией увеселительных и культурно-массовых мероприятий. И каждый год испытываешь сплошные искушения, хоть и стараешься пост соблюдать. Может, мне поменять работу?
Наталья Ивановна, прихожанка храма св. преподобного Сергия Радонежского.
– Однозначно ответить на ваш вопрос непросто. Но одно могу сказать точно: во время поста вам необходимо чаще молиться и приходить к Таинствам Исповеди и Причастия. Обратитесь к духовнику, священнику у которого вы исповедуетесь. Он посоветует вам, как поступить в таком случае.
2 Отец Александр, что делать, чтобы пост со временем не превращался в привычку, которую нужно упражнять и закреплять, а становился временем благодатным, полезным и спасительным для верующего человека?
Тамара.
– Во время поста мы больше уделяем времени для умертвления наших страстей и плоти, для спасения нашей души в молитвах и покаянии, чаще исповедуемся и причащаемся. Это и есть время благодатное и спасительное для души верующего человека. И очень хорошо, если мы упражняемся и закрепляем это духовное делание.
3 Встречается такая ситуация: человек 20 ждут своей очереди на исповедь, а священник долго слушает прихожанина, беседует с ним. Все остальные волнуются: успеют ли причаститься? А потом исповедуются второпях. Правильно ли это?
Владимир Михайлович, прихожанин кафедрального собора.
– В нашем соборе не только во время поста, но и в праздники, и воскресные дни к таинству Исповеди приходит много людей. Большинство из них – прихожане храма, но есть люди, которые пришли в церковь впервые. Бывает ситуация, когда на вопрос человека невозможно дать ответ, сказав несколько слов. Это нужно понимать, особенно тем людям, которые постоянно приходят на службы. Во время службы не следует волноваться, успеем ли мы исповедоваться и причаститься, а вместе со всеми молиться. Причащать священники начинают после того, как все люди исповедуются.
В то же время необходимо понимать: если у вас возникают вопросы духовного или личного характера, которые не требуют быстрого разрешения, то нужно подойти к священнику не на богослужении, а до или после него, например, днем или вечером. Также можно исповедоваться во время вечернего богослужения.
4 Здравствуйте, отец Александр. Моя знакомая очень строго соблюдает все церковные обряды, и, если я на минуту опоздаю на службу, выговаривает мне потом. Кроме того, она отвергает современную музыку, говорит, что нельзя смотреть телевизор и ходить в театр, читать нужно только Библию. Еще порой моя подруга резко отзывается о людях. Она хороший человек, но мне бывает трудно с ней общаться. Что делать?
Вера.
– Конечно же, мы должны быть, по возможности, снисходительнее друг к другу, причем как к тем, кто опаздывает, так и к тем, кто нас ждет. Плохо, если люди из-за нас нервничают и переживают. То, что ты смутил прихожан поздним приходом в храм, – предмет для покаяния. Но если ты от природы склонен к порядку, организован, должен понимать, что это твое личное качество. Не нужно осуждать людей неорганизованных, вечно спешащих. Все люди разные. С духовной точки зрения дисциплина – это смирение перед Богом и установленным порядком. Если прихожанин опоздал на службу, то необходимо зайти в храм и стоять на одном месте до окончания богослужения, но ни в коем случае не бежать ко всем иконам. Поклониться им можно после молитвы «Отче наш», тогда же и поставить свечи.
По поводу современной музыки, телевизора, театра: если это не вредит вашему духовному состоянию, то можно слушать, смотреть и посещать. Но в постный период необходимо воздержаться от увеселительных мероприятий, заботиться больше о своей душе, молиться, читать Евангелие и святых отцов. Когда ваша подруга отзывается резко о людях, объясните ей, что человек создан Богом по Своему образу и подобию и что человек есть добро. Всякое же зло, исходящее от человека – это действие злых духов через него.
5 Здравствуйте, батюшка! Для меня любой пост – это весна в душе, однако у моего супруга в это время всегда бывает плохое настроение. Хотя он по воскресеньям периодически тоже посещает храм, читает молитвы. Так как он работает строителем, строго поститься не может, и его никто не заставляет. Мясных блюд во время поста я не готовлю. Кроме того, в это время муж чаще обычного требует от меня супружеской близости, из-за чего мы постоянно ругаемся. Как нам прийти к согласию?
Анастасия Сергеевна.
– Пост – это всегда возможность стать лучше, победить в себе свои дурные привычки, настроить себя на духовную жизнь. В Евангелии Иисус Христос напоминает нам о воздержании: «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» (Лк. 21:34). Это действительно так. Всё плотское очень отягощает сердце: как будто мрак какой-то воцаряется внутри. Но когда же нам освободиться от этого груза, как не во время поста? Пост – это особое время борьбы со страстями. А страсть – это то, что разъедает человека изнутри, будь то гордость, зависть, чревоугодие, негодование и так далее. Страсть лишает внутреннего покоя, раздирает сердце, заставляет бурлить помыслы, помрачает ум, а волю сковывает стальными тисками. Страсть никогда не может сделать человека счастливым. Вам с супругом необходимо усилить ваши молитвы во время поста, поговорить о необходимости воздержания. Он, как верующий человек, должен вас понять. Сходите в храм вдвоем, попросите священника побеседовать с вашим супругом.
6 Очень переживаю в последнее время из-за поведения своей внучки. Она окончила университет, познакомилась с мужчиной. Он предприниматель, старше на 10 лет. Год назад они сняли квартиру и теперь живут вместе. Когда я сказала, что надо было сначала свадьбу сыграть, повенчаться, а потом уже жить семьей, внучка ответила, что это немодно и многие молодые без росписи живут. Обидно, что и родители никак свою дочь не вразумляют. Но я не могу молчать: как тут быть?
Нина Петровна, пенсионерка.
– Допущение интимных отношений до законного брака – это блуд, как и беспорядочные связи. Обычно в миру подобные отношения называются гражданским браком. И молодые люди в каком-то смысле успокаивают себя тем, что поживут «пока так», а в случае чего – они «ничем не связаны». Вот это «ничем не связаны» уже показывает, что серьезных отношений нет – это не брак и не семья. Да они и сами знают, если что-то не понравится, они разбегутся в разные стороны. Интимные отношения без заключения брака – это всегда недоверие друг другу. Партнеры заранее готовят себе путь к отступлению, но при этом уже спешат насладиться телесной близостью. Еще это проявление сомнения. Его справедливым выражением является фраза: «А вдруг не получится? Вдруг он (она) меня бросит?» Такое неведение означает, что их души еще не стали едины, хотя им уже хочется слиться в единое тело. Сомнение – выражение внутренних смутных чувств, неуверенности. Все это говорит об одном: у юноши и девушки еще не наступило внутреннее единение, сердце подсказывает о самообмане, и потому они (на всякий случай) не расписываются.
Подлинный брак предполагает взаимную ответственность и обязательства. В интимных внебрачных отношениях взаимная ответственность сводится к минимуму, а познание друг друга вершится почти по единственной мерке – собственной постели. В конечном итоге всё это означает, что молодые люди не уверены друг в друге и боятся вступить в законный брак. Получается сожитие на основе внешней симпатии при полном отсутствии внутреннего родства. При этом, согласно статистике, мужчины, живущие в подобных отношениях, в большинстве своем считают себя холостыми, а женщины, напротив, замужними. То есть мужчины трезво видят ситуацию, но считают, что им и так сойдет, а женщины наивно гонятся за мечтой о хорошей семье, но видят семью там, где ее нет.
Печально наблюдать, когда у людей много лет проходит в подобных отношениях, а в итоге они остаются ни с чем. Со временем они-то понимают, что поступили ошибочно, но зачастую делают этот вывод слишком поздно. Объясните, пожалуйста, это своей внучке.
Записал
Александр ЩЕРБАКОВ.
Фото автора.