Где в городе находится приемное отделение, знают, пожалуй, многие. Разные жизненные ситуации могут привести к его двери. И люди, столкнувшись с трудностями и проблемами со здоровьем, обращаются туда с надеждой, что им обязательно помогут.
«Это наш долг – помогать», – такими словами встретила меня улыбчивая и внешне приятная Людмила Дубовец – медицинская сестра, дежурящая на посту. Выпала как раз ее 12-часовая рабочая смена. Новость о том, что у нее появится помощник на один день, Людмилу Валерьевну удивила, но не смутила – лишние руки в любом деле не помешают. Хотя у меня на этот счет были личные опасения – страх ненароком навредить не покидал с вечера. Но приветливая медсестра успокоила и вкратце очертила круг обязанностей. Они в большей степени организационные: принять скорую медицинскую помощь, оформить тех, кто приходит на плановую госпитализацию или поступает экстренно. Измерить каждому температуру и давление, уточнить рост и вес, и главное, все данные правильно внести в карту и передать достоверную информацию на следующий этап – дежурным врачам. Хотя бывают и экстренные случаи, когда поступившему может срочно потребоваться медицинская помощь. Тогда, минуя организационный этап, медсестра направляет его к врачу-специалисту либо в процедурный кабинет. А для этого, разумеется, нужны среднемедицинские знания (а у меня их нет, оттуда и волнение). Важно, что в приемном отделении нет такого понятия, как четкое соблюдение очереди, к которому мы все привыкли. Как раз постовая медсестра определяет степень очередности обратившихся в плане осмотра.
Поступил первый пациент – женщина с направлением на плановую госпитализацию. Моя собеседница быстро переключилась на работу, а я присела в стороне, чтобы понаблюдать и поучиться. На деле процесс оказался длительным, кропотливым и серьезным. Потом приехала машина скорой медицинской помощи и привезла мужчину с болями в сердце – ему требовался срочный осмотр. Родственники волновались и торопили медсестру. Я, признаться, запаниковала, но Людмила Валерьевна с мудрой врачебной выдержкой успокоила жену и сына (родство стало понятно из разговора) и быстро передала информацию, куда следует. Уже через несколько минут мужчину осмотрел терапевт и направил в процедурный кабинет на кардиограмму и забор анализов. Я мысленно выдохнула и стала собирать мысли в кучу, а Людмила Дубовец уже заполнила карту первой обратившейся пациентки и начала оформлять вторую – измеряла давление и температуру. Как? Неужели так быстро можно переключаться и не приносить в итоге тяжелый эмоциональный груз домой в конце смены? Этот вопрос я обязательно задам, когда появится минутка. А пока приступлю к непосредственным обязанностям: помогу сделать кардиограмму, измерю температуру обратившейся пациентке.
С 17.00 до 20.00 – время детского травматизма
Стол и стул – рабочее место постовой медсестры – находится в холле. Но так было не всегда: пандемия внесла корректировки в работу отделения. Раньше пациентов принимали прямо в кабинете, где сидели врачи и медсестры, и весь поток поступающих проходил через него.
Было не совсем удобно. Сегодня пост – это отправная точка: медсестра первая встречает обратившихся и распределяет их очередность. Еще две «полезности» периода пандемии – это масочный режим и появление изолятора. Об этом я узнала от заведующего приемным отделением учреждения здравоохранения «Мозырская городская больница» Владимира Кондратенко.
«Мы оказываем как плановую, так и экстренную помощь жителям города и района в круглосуточном режиме, – рассказал врач-терапевт. – В утреннее время по будням чаще приезжают пациенты с направлениями на плановую или же на экстренную госпитализацию. Доктора их осматривают, определяют объем диагностических исследований и показания для стационарного лечения. В течение дня может приехать скорая медицинская помощь или люди сами обращаются с возникшими проблемами: ожогом, порезом, переломом, сильным ушибом, болями в сердце или каким-либо приступом. Травматологи поделились интересным наблюдением: с 17.00 до 20.00 – время детского травматизма. Родители забрали из учебных заведений детей, и у них вдруг что-то сильно и резко заболело. Разумеется, мудрые взрослые обращаются самостоятельно к нам за медицинской помощью или консультацией, и мы убираем родительские страхи. А уже после 20.00 начинается время травм: кто-то поскользнулся, упал, ударился, подрался – приезжают сами или привозит «скорая» или милиция. Но это условное деление, как вы понимаете. К слову, после 23 февраля наплыва не было, смена прошла в обычном режиме. Самый пик, наверное, новогодняя ночь и первые дни после нее».
Ближе к середине рабочего дня я освоилась и чуть больше познакомилась с коллективом, точнее, с его частью. Всего в приемном отделении работает 36 человек: заведующий, врачи-терапевты дежуранты, старшая сестра, дежурные медицинские сестры, два медрегистратора и санитарки. Помимо этого, на смены заступают дежурные хирурги, травматологи, гинекологи.
«Коллектив у нас дружный, сплоченный, профессиональный, – подчеркнул Владимир Сергеевич. – Да, работа в последние годы обросла сложностями – увеличился поток больных вирусными инфекциями разной сложности. Плюс никто не отменял проблемы с сердечно-сосудистой системой. Приятно видеть, когда люди относятся с состраданием и сочувствием друг к друг. Например, приезжает человек на плановую госпитализацию, начинаем оформлять, но тут привозят на «скорой» пациента с приступом. Разумеется, ему первому окажут помощь. Но один обратившийся в приемный покой может начать возмущаться, мол, «я тут уже полчаса ожидаю, мне нужнее». А другой, оценивая ситуацию, предложит подождать. Важно понимать, что мы оказываем помощь по тяжести состояния, – более сложный пациент будет осмотрен первым. В этом специфика приемного отделения, а не прихоть медиков».
Мы с Владимиром Сергеевичем сошлись во мнении: случайных людей в медицине быть не может. Должно быть внутреннее призвание и, разумеется, специализированные знания. Работникам отделения нужно всегда быть начеку, поскольку от их ежеминутных решений зависит состояние тех, кто нуждается в помощи.
Я заметила, что в коллективе много молодых сотрудников. Татьяна Пискун, старшая медицинская сестра, наблюдение подтвердила: «Доктора у нас работают молодые, перспективные и очень активные. Они не боятся перемен и смело высказывают мнение. Ставят цели и добиваются их, быстро учатся. В медицине трудится больше женщин, конечно, но традиционный образ врача – мужчина. У нас в отделении много таких заботливых и мудрых специалистов». Татьяна Григорьевна трудится здесь чуть больше года. Признается, что работа сложная, но интересная – особенно ощущается профессиональная востребованность. В среднем за смену в отделение обращается порядка 100 человек. Это условная цифра, так как день на день не приходится. На поток влияют праздничные дни, погодные условия. Но каждая смена не похожа на предыдущую – поступают дети, люди с серьезными травмами и в тяжелом состоянии. Есть даже специальный телефон экстренной связи, по которому станция скорой медицинской помощи передает информацию о ДТП или других экстренных случаях. И пока «скорая» доставляет человека, в приемном отделении уже ожидает бригада специалистов, готовых оказать помощь пациентам в тяжелом и крайне тяжелом состоянии. Звонит этот телефон довольно часто… Это логично, ведь отделение обслуживает большую территорию.
Сама бы я не справилась
Смена подходила к концу. Я, уставшая не столько физически, сколько морально, задала-таки главный вопрос: как удается работникам отделения оперативно помогать людям, при этом не переносить чужую боль на себя, не принимать близко к сердцу?
Обобщенный ответ звучит так: «Да, мы живые люди. Тоже сочувствуем, испытываем жалость. Но медработник должен уметь отстраниться, отключить эмоции и оставить только здравый ум. Это обязательное условие. Особенно тяжелая для всех тема – дети. Когда ребенок нуждается в помощи, когда ему больно и плохо, сложно сдерживать эмоции. Сердце откликается и плачет вместе с ним, с родителями. Медики должны вселять уверенность в хорошем исходе, успокаивать и быстро принимать важные решения. Когда всё правильно и четко сделал, оказал помощь и видишь вместо слез улыбку, душа окрыляется. Это необъяснимое чувство – ощущение, что сделал доброе дело, помог человеку. Важна поддержка семьи, понимание и помощь в бытовых вопросах. Приятно, когда труды наши ценят и уважают. Мы рады выполнять свой долг, осознаем, что нужны городу и району, и будем днем и ночью оказывать помощь тем, кто в ней нуждается».
А я поняла, что не справилась бы с таким уровнем ответственности. Да, неспроста в медицинском университете учатся 6 лет, а потом еще год в интернатуре. То же касается и медицинских сестер. Без призвания и огромного труда не получить звания «медработник». Низкий поклон коллективу приемного отделения за труд, личное спасибо за теплый прием и небольшая благодарность в виде рассказа «изнутри» о трудовых буднях медсестры приемного отделения.
Наталья КОНДРУСЕВИЧ.
Фото Сергея БОРОВИКА.