Возможное размещение российского тактического ядерного оружия в Беларуси вызвало неоднозначную реакцию «мирового сообщества».
Высказывания западных политиков, например, находятся в диапазоне от истерики до осуждения, хотя с точки зрения международной практики Россия и Беларусь ничего не придумали и не нарушили. В заявлениях лидеров Союзного государства подчеркивается, что российское ядерное оружие передается в Беларусь на хранение. Конвенция о нераспространении ядерного оружия запрещает дарить его другим странам, но позволяет разместить на хранение, чем успешно пользуются США.
Сегодня американские атомные бомбы лежат на складах в Германии, Турции, Италии, Нидерландах, Бельгии – всего около сотни зарядов. И в настоящий момент речь идет только о подготовке соответствующей материально-технической базы, модернизации образцов вооружения под носители подобных боеприпасов, обучении военного персонала – собственно атомное оружие пока в Беларуси не появится. Следовательно, остается надежда на какие-либо договоренности по снижению напряжения в отношениях именно с США, потому что наши соседи по политической карте несвободны в принятии самостоятельных решений.
Хотелось бы казаться оптимистом, но вынуждены признать, что надежда эта очень слабая. Сегодня мы живем в мире без правил. Бывшие руководители Германии и Франции – стран, которые принято считать цивилизованными, демократическими и с верховенством права, – открыто признают, что Минские соглашения, кстати, одобренные специальной резолюцией Совета Безопасности ООН, подписывались не для того, чтобы их выполнять. Гендиректор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) заявляет, что снаряды с обедненным ураном не несут опасности здоровью, и до сих пор «не может понять», кто же это регулярно обстреливает Запорожскую АЭС. Правозащитники, ставшие лауреатами Нобелевской премии, упорно молчат по фактам преступлений украинских военных против российских военнопленных, а европейские политики под стать школьным прогульщикам сочиняют фантастические версии по поводу взрывов «Северных потоков». И это еще не все примеры, поэтому верить в силу договоров с западными партнерами и справедливость различных «гаажьих судов» крайне наивно.
Увы, но мир, проще говоря, пошел вразнос, и в существующей ситуации руководители Беларуси и России просто обязаны заботиться о безопасности своих стран и народов. Так что реакция «прогрессивной общественности», живущей непременно в странах НАТО, наши государства должна интересовать меньше всего. Тем более что та же Польша усиленно зазывает к себе американских военных с каким угодно оружием. Но теперь поляки будут куда более осмотрительно принимать решения о стягивании сил у границы с Беларусью.
Комментируя это решение, программный директор клуба «Валдай» Тимофей Бордачёв отмечает: «Сейчас Москва и Минск чувствуют столько уверенности в прочности своих связей, что Россия может проявить к своему союзнику наивысшую степень доверия – опосредованный доступ к ядерному оружию, обладание которым означает принадлежность к числу непобедимых государств. Даже с учетом того, что непосредственный контроль над боезарядами будет осуществлять российская сторона, сам факт их присутствия представляет собой крупнейшее достижение Союзного государства».
Предупреждение «Кто с мечом к нам придет…» сохраняет свою актуальность.
Дмитрий КУЛИК.