Мода с приставкой «эко». Костюмы из вторсырья принесли мозырянам победу в международном конкурсе

240

Победители VIII Открытого международного фестиваля-конкурса «Творчество без границ» в номинации «Театральное творчество» учатся в средней школе № 14.

Дизайнер костюмов – Вера Нагорная, мама одной из юных участниц. Она рассказала, что толчок к участию в конкурсе дала заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 14 Ирина Тылькович.


«Ирина Григорьевна мне позвонила и спросила, не хотим ли мы принять участие. Естественно, мы согласились, ведь это такая возможность не только проявить свой творческий потенциал, но и продемонстрировать его, удивив всех: и жюри, и зрителей, и других участников – своим нестандартным подходом к исполнению задания, – рассказывает Вера. – Единственный нюанс: представленные образы должны быть объединены в коллекцию. В нашем случае это была экоколлекция под названием «Второе дыхание». Мы записали презентационный видеоролик, отправили, а спустя время нас пригласили в Минск».

Стоит сказать, что в жюри были именно дизайнеры, которые по достоинству оценили коллективный труд команды мозырских участниц.

«Эта победа – заслуга не одной меня. Здесь работала команда, каждый вложил в эту победу частичку себя. А девочки – просто умнички! Они стойко выдержали два часа, не жалуясь и не капризничая, –понимали, что стоит на кону. Ведь костюмы хрупкие, в них не побегаешь, не посидишь, да и ходить и дефилировать нужно максимально аккуратно», – уточняет Вера.

Мероприятие состоялось в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи. Организаторами фестиваля-конкурса выступили Министерство образования Республики Беларусь и учреждение образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи».

Фестиваль собрал участников не только из Беларуси: поступили заявки из Азербайджана, России, Казахстана, Узбекистана – всего 360 конкурсантов в возрасте от 6 до 25 лет в четырех номинациях «Драматический театр», «Художественное слово», «Кукольный театр» и «Театр моды».

Как же всё начиналось?

В школе ежегодно проводят конкурс «Юный модельер», на котором выявляют не только творческих ребят, но и родителей.

«В 2019 году жена моего брата решила принять в нем участие, – вспоминает Вера. – Для своей дочери Софии она хотела сделать необычный образ, который запомнился бы своей оригинальностью и красотой. Мы долго думали, каким он будет, но главное, из какого материала. И тут София предложила: «А давайте – из фантиков». Мы поразмыслили и взяли эту идею в разработку».

А раз платье должно было быть пышным, да еще из фантиков, то вся семья приступила к сбору исходного материала. Семейные чаепития с конфетами положили начало всей этой истории. Уже потом к сбору подключились другие родственники, клиенты и коллеги нашей собеседницы. Забегая вперед, отметим, что, рассказывая о создании экоколлекции, Вера выдвинула один из ящиков рабочего стола и продемонстрировала множество целлофановых пакетиков, в которых плотненько упакованы те самые разноцветные фантики из-под конфет – основа будущих оригинальных и незабываемых образов.

Первым был образ Золушки, с которым ее племянница София завоевала Гран-при школьного конкурса «Юный модельер». «С этого момента появился какой-то азарт. Захотелось творить еще больше, идеи появлялись просто из ничего сами собой», – признается дизайнер.

Следующей была Клеопатра. Здесь наша собеседница уточняет, что при разработке образа важно учитывать типаж модели, цветотип – все это влияет на завершенность образа, его цельность. Для Софии он подошел идеально.

А потом в школу пошла дочь Веры – Танечка. К тому времени в стране во всю бушевал коронавирус, поэтому формат конкурса организаторы изменили – перешли в онлайн. Однако же фантики от конфет герои нашей публикации продолжали исправно собирать. А как иначе? Ведь от их наличия и количества зависит победа в очередном конкурсе.

Для своей дочери Вера разработала образ Екатерины Великой. Говорит, что при подготовке костюма погрузилась в историю: изучала моду того времени, выясняла, что было характерно для нарядов императрицы, что она носила – одним словом, было полное погружение в тему, в котором, к слову, принимала участие и сама Танюша.

«Платье-то я сделала, а корона? Для завершения образа нужна же корона, – со смехом вспоминает Вера. – До сдачи остается всего два дня. Я уже была готова отказаться от этой идеи, но тут моя дочь мне говорит: «Если ты, мама, не хочешь Гран-при, то так уж и быть – не делай». Ну как тут уже отказаться от этого элемента костюма. На помощь пришла пятилитровая пластиковая бутылка. Кстати, кольца-открывашки от консервных банок были использованы в изготовлении корсета».

Образом Царевны-лягушки дизайнер хотела удивить жюри оригинальностью исполнения и показать, что за неказистой оболочкой скрывается красота и богатый внутренний мир. Главное – не внешность, а то, чем ты наполнен, что ты транслируешь в большой мир.

А вот идея с образом Аленького Цветочка родилась внезапно. «Меня вдохновили гибискусы, которые стоят в горшках у меня на работе в коридоре. За последний год они меня очень порадовали, – рассказывает Вера. – Однажды я начала за ними ухаживать, а спустя какое-то время они вдруг зацвели. При этом цветут гибискусы только сутки, но, правда, делали это на протяжении года. При наблюдении за этим процессом у меня возникла идея костюма».

Кажется, так просто: из мусора сделать платье. Но это не так. На создание одного такого костюма уходит от ста до двухсот фантиков. При этом они должны совпадать по цвету и быть в одной стилистике.
Сначала фантики приклеиваются друг к другу внахлест двухсторонним скотчем, затем получившиеся полоски также склеиваются между собой. Когда полотно готово, начинается процесс, очень похожий на портняжный: снимаются мерки, делается эскиз, вырезаются лекала, потом по лекалам выкраивается изделие. Процесс кропотливый и трудоемкий, поэтому не стоит умалять ценность готового изделия.

«Вы знаете, после презентации образа Екатерины Великой я получила в свой адрес много некрасивых отзывов, дескать, костюм взят напрокат, да и вообще сделан не из мусора, – рассказывает Вера. – Я понимаю: конкуренция. И это хорошо, когда она есть. Но одно дело – создать образ с нуля, и совсем другое – скопировать его, повторить. Фантазия у всех разная, как и возможности и творческий потенциал, который кто-то развивает, а кто-то нет».

Воспитание и взаимодействие

«Благодаря этим костюмам и участию в конкурсах, мы стали более ответственно подходить к утилизации мусора, – говорит Вера Нагорная. – Наблюдая за детьми, в частности за дочерью, могу сказать, что они десять раз подумают, прежде чем что-то выбросить в неположенном месте, чаще начали замечать мусорящих людей. Уверена, что формирование культуры поведения зависит в первую очередь от нас, родителей. Только личным примером мы сможем воспитать ребенка».

Взаимодействие «школа–ученик–родитель» в СШ № 14, по словам нашей собеседницы, организовано на высшем уровне. В учреждении создана атмосфера доброжелательности, творчества, уважения. На фоне всего этого не проявить свои таланты очень сложно. Ребята участвуют в различных мероприятиях, конкурсах, концертах не потому, что кто-то сказал, а по собственному искреннему желанию.

«Если возникает идея – пожалуйста, приходи и говори о ней. Все замыслы, которые рождаются у родителей, школа помогает воплотить в реальность. И наоборот, – утверждает Вера Нагорная. – Воспитательный процесс – не принудиловка. Хочешь танцевать, рисовать, петь – делай это. Все стремления учащихся школа поддерживает и стимулирует. Когда начинаются каникулы, то, честно говоря, для меня это облегчение, но не для моей дочери: она ждет, когда начнутся занятия, – соскучилась по школе. Это показатель».

Ольга ЛАСУТА.
Фото из личного архива
Веры НАГОРНОЙ.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: