Легко ли быть воспитателем в детском саду? Наш журналист один день побывал в его роли

229

Честно признаться, получив такое важное и ответственное задание от главного редактора, обрадовался: ведь не зря же в молодые годы я педагогический вуз оканчивал! Да и преподавал некоторое время в школе. Вообще-то, работать с учащимися, студентами, да и дошколятами – и сегодня часть моей профессии. Но пора вспомнить былое и снова показать себя в деле.

Однако волнение присутствовало: как примут «нового» воспитателя малыши? Ведь дети уже привыкли, что в саду о них заботятся и обучают женщины-воспитатели. Может ли мужчина претендовать на роль «усатого няня»?

Мои сомнения быстро развеялись, как только мы вместе с заместителем заведующего по основной деятельности Ольгой Масальской переступили порог разновозрастной группы детского сада №19, куда меня любезно направила заведующий детским садом Наталья Чистякова.

В это время дети уже успели позавтракать. Воспитатель Татьяна Жуковец и помощник воспитателя Ольга Павленко готовились к занятию по изобразительному искусству. В преддверии главного православного праздника – Пасхи – ребятам предстояло украсить символические бумажные яйца с помощью клея и уже специально подготовленного для аппликации материала.

«Пытаемся объяснить воспитанникам, что в этой работе нужно включать фантазию, что-то самим придумывать, заниматься конструированием», – рассказала Татьяна Анатольевна.

Что ж, время приступать к своим новым обязанностям! Мы познакомились с ребятами и стали беседовать о празднике Пасхи. На мой вопрос, почему этот праздник особенный, мальчики и девочки дружно ответили: «Потому что нужно красить яйца и печь куличи». А Вероника еще и справедливо заметила: «Самое главное, что Иисус Христос Воскрес! Это для всех большая радость!» Ай да, девчонка, просто молодец!

Что касается самих работ, то у всех детей они получились на загляденье: каждая самобытна и красива. Творения детей мы запечатлели на фото. В конце занятия вместе с Татьяной Анатольевной подписали каждую аппликацию. Теперь все поделки займут свое место на выставке, а родители смогут в очередной раз убедиться: творчество увлекает детей, они очень стараются и всё у них прекрасно получается.

Перезагрузка

Далее вместе с моими воспитанниками мы занялись пальчиковой гимнастикой.

Не без удивления я узнал о том, что такие упражнения для детей очень важны не только в плане тренировки пальцев рук, развития мелкой моторики, но и для стимуляции умственного развития ребенка. Пальчиковые игры экспрессивны, увлекательны, они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности, у детей улучшается внимание, память, зрение, слух. Этому занятию нужно уделять не более 2–3 минут в день, но положительный эффект огромный.

Итак, мы снова начинаем увлекательнейшее путешествие в мир знаний. В саду особое внимание уделяется развитию правильной и красивой речи воспитанников. Ведь речь – это показатель интеллектуального и культурного развития ребенка. Моя задача сегодня – продолжить важное и нужное дело. В определенные моменты общения с детьми становится тревожно: «Как донести до каждого ребенка информацию так, чтобы он смог усвоить ее?».

На занятии по «Развіццю маўлення і культуры маўленчых зносін» я спрашивал у детей о том, как называются предметы одежды для девочки и мальчика. Дети на них быстро и четко отвечали. После этого мы составляли рассказ на тему «Якога колеру адзенне?», отгадывали загадки. И подумалось: очень здорово, что уже в детских учреждениях воспитатели имеют возможность изучать белорусские слова и сравнивать их с русскоязычными, приобщать детей дошкольного возраста к национальной белорусской культуре.

Рабочий день воспитателя… Это ежесекундный, ответственный труд, тяжелый, кропотливый, требующий выдержки и терпения, мудрости и доброты, любви к детям и своему делу. По словам моих сегодняшних коллег, никогда не знаешь, что тебя ждет через 5 минут или через час. Старания воспитателя дошкольного образования всегда направлены на то, чтобы дети выросли настоящими людьми, любящими окружающий мир, чтобы они с ранних лет научились отличать плохое от хорошего и идти путем добра, послушания и любви.

Ранним утром воспитатель встречает детей, которые приходят в детское учреждение с разным настроением. И каждому ребенку необходимо уделить время, с каждым поговорить, кого-то утешить, ободрить. За короткое время нужно успеть многое: индивидуально позаниматься с детьми, потрудиться на цветочной аллее, сделать отметки в календаре состояния погоды, а затем поспешить на зарядку. Во время завтрака приятно наблюдать за детьми, когда они сидят за столами с прямыми спинками и стараются как можно тише стучать ложками…

Ох, нелегкая эта работа…

Итак, теперь нас ждет занятие по физической культуре, одно из самых любимых детворой.

Под бдительным оком руководителя физического воспитания Натальи Моцик-Соколовой я должен был проследить, чтобы каждый воспитанник находился в спортивной одежде и обуви, ничего не держал во рту и в руках. Дети зашли в спортивный зал, построились по росту. После выполнения нескольких упражнений воспитанники под моим руководством приступили к своему самому любимому занятию – прыжкам на фитболах. После этого мы разбились на 3 команды, организовали подвижные игры, эстафету с мячами.

Нужно сказать, что система физического воспитания в саду включает в себя создание санитарно-гигиенических условий, закаливание, формирование культурно-гигиенически навыков, проведение спортивных игр и развлечений.

Воспитатель сотрудничает с музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания, участвует в педсоветах учреждения, методических объединениях города и района, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ и многое другое. Порой все это не умещается в 6-часовой рабочий день. Образовательный процесс – основная часть работы воспитателя, и к нему нужно планомерно и тщательно готовиться.

Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе профессиональные навыки психолога, наставника, друга и артиста.

Это человек, который должен уметь всё: рисовать и конструировать, вязать и шить, заниматься цветоводством и огородничеством, петь и танцевать, выступать перед родителями и коллегами, быть скромным, но не стесняться, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона, постоянно совершенствовать педагогическое мастерство.

Одна из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения – воспитание гражданской позиции и патриотических чувств. В этот день мои подопечные приняли участие и в патриотическом проекте. Дети слушали песни военной поры, ознакомились с письмами-треугольниками солдат, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, подержали в руках боевые награды отважных и мужественных защитников Отечества.

Что ж, пришло время прогулки. Но за окном шел дождь, поэтому ее, к сожалению, пришлось отменить. Жаль, ведь живое общение с природой ничем не заменишь. Но мы с детьми не унывали: собирали конструктор, читали сказку. После обеда поблагодарили поваров за вкусно приготовленную еду. И вот пришло время расставаться, потому что настала пора дневного сна. Грустно было прощаться с ребятами, но ничего не поделаешь. Когда-нибудь обязательно встретимся с ними еще!

Я очень благодарен начальнику отдела образования Мозырского райисполкома Ларисе Попковой за предоставленную экспериментальную площадку. Огромное спасибо заведующему Наталье Чистяковой, заместителю заведующего по основной деятельности Ольге Масальской, всему замечательному, высокопрофессиональному и дружному коллективу детского сада № 19 за то, что, оказав теплый прием и поддержку, предоставили мне возможность вновь почувствовать себя настоящим педагогом. Крепкого здоровья, мирного неба, успехов в работе и творчестве, добра, благополучия всем вам!

 

Александр ЩЕРБАКОВ.
Фото Сергея БОРОВИКА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: