Журналист, сменив офисный костюм на яркую жилетку, несколько часов поработал дорожным рабочим

167

У дорожников сейчас жаркая пора. Одни латают дыры на проезжей части, другие обновляют дорожную разметку, работая по 12 часов в день. И зачастую незаслуженно попадают под шквал критики от автолюбителей и пешеходов. В этом я убедился лично, сменив профессию.


Учитывая свою любовь к рисованию, давно хотел попробовать свои силы в нанесении горизонтальной дорожной разметки с помощью краски. Вот только не знал, что рисовать ярко-желтые или белые линии – это не так-то просто.

Договорившись с руководством государственного предприятия «Мозырский райжилкомхоз», в один из солнечных и теплых майских дней я оказался в микрорайоне Железнодорожный, где Михаил Гвара и Василий Сытько начинали свою смену в составе бригады по дорожной разметке цеха по санитарной очистке и благоустройству. Мое предложение поработать вместе вызвало у них определенный энтузиазм: все-таки лишние руки никогда не помешают.

– Сегодня мы наносим дорожную разметку около ГУО «Средняя школа № 2 г. Мозыря». Нам необходимо обновить пешеходный переход и нанести желтые полосы для запрета остановки транспортных средств, – доводит мне задание Михаил.

Краски жизни

В своей работе дорожники используют деревянные трафареты, с помощью которых и появляются на асфальте прямые линии разной толщины. Но прежде чем уложить трафарет на дорогу, необходимо произвести разметку и обозначить контур будущих линий. И тут точно понадобится хороший глазомер, ведь все линии должны быть прямыми. Спустя десять минут можно приступать к покраске.

Мне дают жилетку со светоотражающими элементами и перчатки. Без них никуда, иначе все руки будут в краске. Главный рабочий инструмент – краскопульт, который чем-то напоминает пистолет. При нажатии на рычаг из ствола вылетает краска, которую равномерным слоем необходимо распределить по трафарету. Сразу скажу, что с первого раза у меня не особо получилось. Краска больше попадала мне на ноги, чем на асфальт. В итоге вышел неравномерный слой. Михаилу тут же пришлось исправлять мою ошибку, пока я отмывал обувь. Далее с каждым разом получалось всё лучше. Вот только спустя несколько часов работы от запаха краски сильно разболелась голова, да и ноги уже начинали гудеть. Хотя задание по разметке возле школы еще не было выполнено.

– Наша работа сезонная, поэтому приходится трудиться по 12 часов, – говорит Михаил Гвара. – Разметку начали обновлять в апреле, как только наступило тепло. Учитывая объемы, будем делать ее вплоть до осени. Сперва на центральных магистралях и улицах, а затем перейдем на второстепенные дороги.

Шарики безопасности

Пока Михаил наносил краску, его напарник Василий ходил вслед за ним с маленьким ведерком и что-то посыпал. Как оказалось, внутри были стеклошарики, которые применяются для нанесения на поверхность горизонтальной дорожной разметки с целью обеспечения ее видимости в темное время суток в отраженном свете фар транспортных средств.

Изготавливаются они из оконного листового стекла.
Взяв ведерко в руки, я тоже попробовал сделать то же самое. Тут уже получилось лучше, нежели с краской. Однако меня напугал мимо проезжающий автомобиль. Водитель был крайне недоволен тем, что мы перегородили часть дороги и ему затруднительно проехать. Он начал не только сигналить, но и говорить ряд нецензурных слов в наш адрес. В этот момент захотелось резко ответить ему, но мои напарники меня вовремя остановили.

– Мы уже привыкли к такому положению дел и просто не обращаем внимания, – успокаивает меня Василий. – В этом заключается одна из сложностей нашей работы. Когда интенсивное движение, того и смотри, чтобы машина не задела. Каждый пытается сигналить, выражая свое недовольство. Мол, мы им мешаем ехать. Но они не понимают, что все это делается в их же блага. Разметка крайне необходима для безопасности дорожного движения.

Погода имеет значение

По словам моих «коллег», самое сложное – работать на больших автомагистралях, где интенсивное движение транспорта. Там нужно следить за тем, чтобы машина не задела разметку.

Поэтому приходится перекрывать часть проезжей дороги с помощью сигнальных конусов, чтобы дать время краске высохнуть, иначе машины своими колесами ее тут же могут стереть, и вся работа будет напрасной. К слову, для полного высыхания краски понадобится 10–15 минут. Все зависит от толщины слоя. Но некоторые наши автолюбители, как оказалось, не могут потерпеть и портят настроение как дорожным рабочим, так и себе.

– Для горизонтальной дорожной разметки используется эмаль желтого и белого цвета, – рассказывает Василий. – Функциональная долговечность разметки, нанесенной эмалью АК-501 – не менее 1 года. Процесс работы с разметкой очень сильно зависит от погодных условий. Дорожное покрытие должно быть сухим. Кроме того, на выбор технологии влияет температура воздуха. Так, работать с эмалевой краской на улице можно лишь при температуре выше 5 0С. Первый весенний месяц нас теплом не особо баловал, поэтому к работам смогли приступить лишь в апреле.

Пока обновление разметки в городе идет не так быстро, как хотелось бы, в том числе из-за прохладных ночей. По возможности дорожные рабочие трудятся и в вечернее время, если этому благоприятствует погода.

Однако, как показывает практика, разметки хватает только на год. Затем опять приходится красить. Почему так происходит? Виной всему климатические условия, когда дорожное покрытие на протяжении полугода подвержено влиянию осадков в виде снега с образованием гололеда. В зимнее время дороги должны быть очищены до асфальта, поэтому его трут щетками и скребками из металла. А если снег выпадает по несколько раз в день, то уборка происходит постоянно. В результате разметка на дороге не выдерживает такой нагрузки, вследствие чего происходит ее разрушение.

Вот и приходится каждую весну начинать все с начала. Но на сложность работы мои напарники не жалуются. Зарплата вполне устраивает. А учитывая, что в летний период много работы, то и заработать можно хорошо.

– Чтобы все успеть, нужно потерпеть, – говорит Василий.

Нанеся очередную линию на асфальте, я понял, что эта работа не для меня, даже если в школе по рисованию были отличные отметки. Может, в ремонте дорог у меня получится лучше и мне понравится?

Рабочий загар

Неподалеку работала бригада по текущему ямочному ремонту. Одни работали лопатами, скидывая с кузова машины асфальт, другие его ровняли и укатывали.

Вроде ничего сложного. Однако, как только ко мне в руки попала лопата с асфальтом, я понял, что глубоко ошибался. В тот момент у меня было одно желание: побыстрее от нее избавиться. А тем временем в кузове автомобиля МАЗ было порядка 10 тонн горячего асфальта. И весь его надо перекинуть. А если учесть, что температура асфальта превышает 100 0С, а сверху жарит солнце, то работать здесь согласятся далеко не все. Вот кому точно не надо море и солнце, чтобы отлично загореть.

В сезон работы очень много. Смена по 10–12 часов – это нормально. За день должно быть выложено не менее 20 тонн асфальта. На практике случаются и 30 тонн, а иногда и 40.

Что касается обеда, то прием пищи, как правило, происходит прямо у дороги на обочине. Перекусил на скорую руку – и опять за дело.

Поработав лопатой, мне разрешили попробовать управлять катком для ручной укладки асфальта. Металлическая махина весом более 100 килограммов не хотела меня слушать. С горки она начала катиться и тащить меня за собой. Благо рядом был рабочий, который помог справиться с катком. Закатав несколько ямок, я был весь мокрый, словно после бани. Мне очень хотелось пить и спрятаться в тень. А дорожные рабочие как ни в чем не бывало продолжили свою работу.

* * *

Получив опыт работы дорожника, я понял, насколько тяжела эта профессия. Здесь трудятся люди, которые не жалеют ни сил, ни времени, чтобы сделать наш город лучше и краше. И за это им огромное спасибо и низкий поклон.

А я тем временем, радостный и вдохновленный, направляюсь к своему настоящему рабочему месту, которое люблю и которым дорожу.

Выражаю огромную благодарность руководству государственного предприятия «Мозырский райжилкомхоз» за помощь и содействие в подготовке этого материала.

Сергей БОРОВИК.
Фото Александра
СОЛОДКОВА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: