История – предмет интересный, занимательный, увлекательный. Но почему-то не все школьники испытывают желание изучать ее.
История – предмет особенный. Важный. Стратегически важный. Каждому ученику предстоит перечитать огромное количество информации, запомнить важные даты, окунуться в события прошлых лет, узнать многие факты о жизни людей разных веков и другое. Чтобы на годы вперед подковать себя в исторической науке, потребуется немало времени. И если основную нагрузку по изучению предмета определить на последний год обучения в школе, то усвоить материал будет крайне сложно. Сдать экзамен по истории на высокий балл – тоже. Курс истории в школе охватывает 6 лет, и для того чтобы подготовиться и показать желаемый результат, нужно все эти годы тщательно ее изучать.
Немаловажен еще и такой момент. Школьные учебники написаны очень сложным языком, из-за чего материал становится трудноусваиваемым. И если сравнить их с учебниками, которые издавались в Советском Союзе, то это небо и земля.
Итак, пятиклассники начинают изучать историю Древнего мира, и поначалу им очень интересно. Уже с 6 класса начинаются первые сложности. Некоторые главы учебников написаны настолько тяжелым языком, что порой с большим трудом удается уловить главную мысль излагаемого. Конечно, при наличии хорошей памяти важную историческую дату ребенок запомнит, но будет ли это определяющим для его интеллектуального развития?
Учитель истории, руководитель по военно-патриотическому воспитанию ГУО «Средняя школа № 16 г. Мозыря» Владимир Гимбут считает, что самое важное – научить детей анализировать, уметь выделять главную мысль в тексте, высказывать свое мнение, устанавливать взаимосвязи между историческими событиями. Однако, исходя из материала, который предлагают наши учебники по истории, сделать это бывает крайне сложно. Поэтому задача педагога – не просто объяснить учащимся материал, а переформатировать от сложного, книжного, в более простой, доступный для понимания.
У каждого учителя истории – своя стратегия. Один педагог делает акцент на запоминании исторических фактов, событий, другой учит анализировать, третий, как Владимир Гимбут, кроме всего прочего, использует в своей работе нетрадиционные формы уроков, включает в них элементы игровой деятельности. Однако приходится признать факт, что интерес к изучению истории у школьников падает. Следствие этого – низкие знания, которые ребята демонстрируют на олимпиадах различного уровня по предмету, осечки на ЦЭ. Что же делать?
Наверное, нет необходимости переиздавать раз в 3–4 года одинаково заумные учебники по истории, тратя на это немалые средства, а написать, выпустить, растиражировать на десяток лет вперед новые пособия, которые будут приведены в соответствие с меняющимися программами, и сделать их универсальными. Важно, чтобы работали над этими изданиями учителя-практики, а не умные «теоретики», не выходящие из своих кабинетов.