Жыцце Палесся

Чтобы помнили. Случайно найденный в земле дневник военного времени рассказал много интересного

Дневниковые записи простого человека помогают создать наглядную картину исторических событий прошлого.

Неожиданная находка

Подлинное знание любого исторического события – это знание судьбы каждого отдельного его участника, где судьба даже самого рядового человека представляет свою собственную важную историю.

Время от времени, случайным образом, осколки этих небольших историй напоминают о себе и в очередной раз дополняют драматическую картину прошлого.

Так, в начале мая одно из таких свидетельств случайно было найдено во время ежегодной работы в огороде. Находка представляла собой маленький дневник-блокнот в металлической и поржавевшей от времени железной обложке. Страницы в блокноте отсырели и стали почти не читаемы. Почерк автора и мелкий шрифт только усложняли задачу расшифровки. Но, проделав долгую и кропотливую работу, нам удалось расшифровать большинство записей.

Дойти до Борисова

Ход событий в дневнике начинается с первых дней войны, а именно с 24 июня.

Молодая девушка с группой студентов-одногруппников, находясь вблизи линии фронта, вынуждена эвакуироваться на восток, в тыл Красной армии. Эвакуация проходит в сильной спешке: молодые люди отправляются в долгую и трудную дорогу без какого-либо транспорта, пешком, без багажа и вещей первой необходимости. Все они идут налегке.

Первая задача – дойти до Борисова. Этим же маршрутом шли тысячи таких же мирных беженцев, бегущих от ужасов войны. Через полдня начались налеты вражеской авиации. Автор дневника не решилась подробно описывать гибель мирного населения, ограничившись лишь упоминанием о множестве убитых. Было решено продолжать путь скрытно, окольными дорогами и лесами, избегая открытых пространств.

Через несколько деревень пришли в Борисов. Там они встретили крупное сосредоточение сил Красной армии. Казалось, что вот оно – долгожданное спасение! Но на город раз за разом совершали налеты вражеские бомбардировщики, с которыми с трудом, но вполне успешно справлялась зенитная артиллерия, расположившаяся в городе. Как замечает автор в последнем предложении, «оборона города была превосходной».

Тем не менее страх приближающейся войны вынуждал двигаться дальше на восток.

Время прощаться

Следующим пунктом назначения стало поселение Крупки. Здесь группе студентов по приказу солдат из деревни надлежало разделиться.

Все парни отправились в ближайший военкомат для мобилизации, а оставшиеся пять девушек вновь отправились в путь.

В дневнике упоминается, что прощание с парнями для девушек было особенно тяжелым. Они отправляли на фронт не только свою опору и защиту в пути, они расставались со своими друзьями, быть может, возлюбленными: «Попрощавшись с друзьями мы только теперь почувствовали свое одиночество, и все расплакались».

Девушки продолжили свой трудный путь. Автор дневника упоминает несколько пройденных деревень и особенно тепло рассказывает о ночлеге в деревушке Буда. Их приютила преклонных лет женщина, работавшая в местной школе учителем. Так они смогли выспаться в тепле и уюте. По словам автора, вся деревня, без преувеличения, стремилась помочь беженцам: «Мы нигде не встречали такой заботы и сочувствия. Население деревни оказалось такое хорошее… Люди обеспечили нам дом, дали некоторые советы относительно нашего дальнейшего маршрута и даже предложили остаться в их колхозе».

Следующей остановкой стала деревня Сенно, где произошло ровно обратное по отношению к приему в деревне Буда. Председатель колхоза отказал им в помощи и даже в каком-либо ночлеге. Было сказано, что деревня уже переполнена беженцами и «обозниками», и что для очередных беженцев места нет.

Дорога с трудом продолжилась, деревни сменяли одна другую, хороший ночлег и хоть какие-то продукты получить удавалось не всегда. На протяжении всего пути всё вокруг напоминало о войне. Шли обозы с ранеными, встречались идущие к фронту солдаты, случались время от времени бомбардировки и воздушные бои.

Люди спешно шли дальше, не задерживаясь нигде надолго. В пути автор старалась собирать сведения с фронта. Так, она описывает рассказ одной женщины, которая видела, как был обстрелян эшелон беженцев в деревне Копыси; упоминаются рассказы других беженцев об авианалетах и кровопролитных сражениях. По пути своего следования девушке довелось увидеть удручающую картину разбитой техники…

Человеческий фактор

Далее в дневнике рассказывается, что 8 июля группа вышла к городу Горки. В нем был организован комитет беженцев.

Все нуждающиеся могли получить еду, медицинскую помощь, ночлег и направление в следующую зону эвакуации. Автор с подругами отправилась в город Киров. Транспорт им предоставить не смогли, путь продолжался пешком, но девушкам повезло наткнуться на обоз. Впервые за долгое время они смогли следовать к своей цели хоть на каком-либо транспорте.

Из Кирова девчат отправили в Брянск. Дорога представлялась очень долгой и трудной, но именно в этот момент судьба сыграла с девушками злую шутку. Они повстречали машину, идущую в том направлении, но в ней было место только для троих. В итоге в группе из пяти девушек произошел раскол. Автор со своей ближайшей подругой оказались преданы и брошены. Трое предательниц взяли все имеющиеся ценные вещи, включая так необходимую сейчас карту, и уехали в Брянск на той самой машине. «После секретных переговоров часть девушек отделилась и решила ехать на машине, оставив остальных на произвол судьбы (Маруся, Аня и Сара). Я и Стася испытали не столько огорчение от их ухода, как удивление странным поступком, достойным порицания. Нам никак не могло уместиться в голову то, что сделали недавние «друзья».

Видимо, судьба умеет сострадать. Девушки совершенно случайно встретили военный автомобиль, идущий в Курск. Этот город к тому времени был в глубоком тылу, и было сложно придумать более безопасное для девушек место.

Путь к Курску был наполнен разными встречами: в одном городе девушка встретила среди солдат своего земляка. Кроме того, девушки встретили несколько групп беженцев с которыми они уже пересекались ранее. Главное, что в конце концов до Курска удалось добраться без происшествий. Затем их переправили в Воронеж.

Новая жизнь

Конечным пунктом назначения стала небольшая деревенька Колено в Саратовской области.

В ней и были размещены студентки-беженки. В дневнике уже 31 июля. Через сельсовет работу по специальности девушкам найти не удалось, но ради возможности заработать на хлеб и из-за острой нужды в рабочих руках их отправили работать в колхоз.

Дальше дневник теряет постоянство записей. Девушка упоминает о нехватке одежды и обуви, о сильных морозах и недостатке продуктов. Также говорится о непонимании всех трудностей, которые пережили девушки, со стороны «тыловых», тех, кто не видел фронта и все время был в тылу. Периодически в дневнике также упоминаются достижения Красной армии. Есть в нем, пожалуй, самые душераздирающие страницы. Они описывают сны девушки. «Я каждую ночь стала видеть во сне родных, но не всех. Вижу только Зину, Марию и Алену и иногда маму. Неужели они думают обо мне?».

Заключительные страницы дневника кажутся особенно символичными. На них в центре листа написано: «2 июля 44 г. Сообщили по радио: Копыль опять советский». А листом ниже нарисован карандашом незатейливый рисунок красного цветка, вызывающий легкую грусть и сострадание к девушке, его нарисовавшей и пережившей описанное в дневнике.

Дальше никаких записей нет. Неизвестны ни судьба девушки, ни судьба кого бы то ни было из беженцев.

Судя по тому, что дневник был найден в Гомельской области, автор вернулась на родную землю.

Урок истории

Дневник описал не всё. Многие важные и временами ужасающие вещи остались в прошлом, утеряны безвозвратно.

Ясно одно: каждый из нас после прочтения смог стать хоть немного ближе к тому времени и понять, что происходило тогда. Мы получили возможность прожить жизнь девушки, спасающейся от войны, преданной друзьями и потерявшей родителей. Мы увидели очередную, но не менее важную для всех нас картину тех лет.

Такие картины из прошлого напоминают о себе не просто так, а для того, чтобы мы помнили… Помнили героизм нашего народа… Помнили ужасы той войны.

Кирилл ПИСКУНОВ,
внештатный автор.

Exit mobile version