Жыцце Палесся

Как привлечь молодые семьи к жизни на селе, знает уполномоченный по агрогородку Рудня Мария Михайловна Колоцей

Нынешняя поездка – очередное доказательство того, что сельчане не избалованы публичным вниманием. Стоило Марии Михайловне узнать, что к ней приедет корреспондент, как она готова была выставить на стол все свои «прысмакі» – так разволновалась. При этом с удовольствием показала все свое хозяйство.

Личное

Проводя экскурсию по своему подворью в Рудне, Мария Михайловна рассказывала о себе и своей семье. Родом она из деревни Митьки. Ее родители там познакомились. Мать, отучившись в Речицком зооветеринарном техникуме, приехала сюда на отработку ветфельдшером. Затем замужество, рождение детей… Когда Мария пошла во второй класс, семья переехала в Рудню – здесь ее матери предложили должность заведующего фермой, в которой она, к слову, проработала 30 лет.

Деревенское детство и юность наложили свой отпечаток на формирование личности и на характер нашей собеседницы. Ведь ребенок растет с установкой помогать родителям по хозяйству. По-другому не получается. Хочешь – не хочешь, однако и огород выполоть надо, и за скотиной досмотреть, когда родители на работе, и в целом по дому помочь. Но Марии Михайловне все эти обязанности никогда не были в тягость – воспринимались как должное. А когда в помощниках две сестры, то вся работа по дому выполнялась легко и весело.

Наша собеседница и сейчас, помимо работы на железнодорожной станции Барбаров, ведения домашнего хозяйства, умудряется находить время на содержание 20 гусей, 30 кур, 10 кроликов и 2 поросят, причем разведение кроликов началось по настоянию внучки Александры – девочка в этих мягких и пушистых зверушках души не чает. В силу того, что в Рудне из-за наличия сельхозпредприятия держать живность запрещено, животные содержатся на родительском подворье мужа в деревне Ляховцы. Вот и получается жизнь на два дома. А ведь до Ляховцов еще доехать надо, пусть даже расстояние совсем незначительное – до 5 километров.

«Вы знаете, мы настолько привыкли, что это расстояние просто не замечаем, – говорит сельчанка. – Мы туда ездили каждый день, когда родители мужа были еще живы. Вот привычка и осталась, теперь не представляем даже, как провести день без этой поездки. А вообще, при желании в Ляховцы и вовсе пешком дойти можно».

Наблюдая за Марией Михайловной во время ее рассказа, сложилось невольное впечатление, что этой женщине по плечу буквально все, в списке возможностей и умений даже вождение мини-трактора. Как водится, вскочит на аппарат и мчится на всех парах ранним утром задать корм гусям и курочкам, поросята тоже в это время ждут свою порцию завтрака. Руднянцы уже не удивляются такому зрелищу: «О, Мария уже полетела!» Энтузиазма и энергии этой женщине не занимать, ведь, когда свекров не стало, можно было бы и поберечь свои силы, но наша собеседница с такой позицией в корне не согласна. «А детям помочь? – вполне резонно спрашивает в ответ. – Ведь наши родители нам тоже всю жизнь помогали. Родительская помощь и поддержка бесценны, в каком бы возрасте ты ни был. Вот мы с мужем и стараемся». Такая позиция – своего рода сохранение памяти о родителях. Пока их подворье навещают дети, внуки и правнуки, пока там есть жизнь, звучат веселые голоса и звонкий детский смех, будут жить и добрые воспоминания о прожитых там годах. Мария Михайловна очень трепетно к этому относится: «Это же родительский дом. Как от него можно отказаться?..»


В духе трудолюбия воспитывали супруги Колоцей и своих детей. Они уже вместе со своими детьми – частые гости в родительском доме, их всегда ждут с нетерпением, с большой любовью и нежностью. Сын Роман пошел по стопам отца: окончил Гомельский инженерный институт МЧС, работает по специальности. Живет в областном центре вместе с супругой и маленьким сыном. А вот дочь Алла избрала для себя стезю работника железной дороги, как мама. Отучившись в Гомельском государственном профессиональном лицее железнодорожного транспорта, работала проводником. Сейчас в отпуске по уходу за ребенком.

«Такое счастье, когда мы собираемся все вместе. Недаром же кто-то мудрый придумал: сердце на месте, когда вся семья вместе, – не скрывая чувств, говорит Мария Михайловна. – Наш любимый досуг – это отдых у реки с ночевкой. В этом году, правда, еще не выбирались – ночи холодные. Но когда сын приедет, обязательно поедем, только уже днем – с маленьким ребенком боязно надолго вдали от дома».

О переезде в город супруги даже не размышляют. Когда-то, на заре их совместной жизни, им предлагали жилье, но пара отказалась – ни за что не захотели покидать родные места. «Ведь здесь свобода, раздолье, свежий воздух, – вступает в разговор муж Сергей Владимирович. – Понятно, что в городе больше развлечений, возможностей, но здесь, в сельской местности, атмосфера совсем иная, добрососедская, почти семейная».

Общественное

Мария Михайловна дома – неутомимая труженица, а за его стенами – активная общественница. Оказывается, она еще и уполномоченный по агрогородку Рудня. Как будто мало ей других хлопот. Говорит, никто не назначал. Сама пошла. Видимо, что-то должно быть в характере человека такое, бескорыстное, что ли, чтобы у него была потребность быть постоянно занятым – на благо свое, своей семьи, общества. Сложно таким людям усидеть на одном месте.

В Рудне, как и в любой другой деревне, все друг друга знают. Притворяться и лукавить, пытаясь показаться лучше, чем ты есть на самом деле, бессмысленно, тем более когда ты здесь вырос. Первое, что односельчане дружно отмечают в Марии Михайловне, – честность, настойчивость и трудолюбие.

«Захотела делать хорошие дела, – говорит Мария Михайловна. – Красим, косим, наводим порядок, облагораживаем, обустраиваем. Себе, порой, не сделаешь, но на просьбу всегда откликнешься». Много ли у наших читателей в окружении тех, кто вот так просто, не за плату, а из альтруистической потребности вызовется помогать ближним?


Что еще волнует Марию Михайловну? Отток молодежи из села. Многодетным семьям дают квартиры в городе – следовательно, деревня лишается своих жителей, детские сады – воспитанников, школы – учеников, сельхозпредприятия – работников. «Это все как-то неправильно, нелогично и неразумно, – рассуждает наша собеседница. – Конечно, у каждого должен быть выбор, где жить, но он должен быть обусловлен личным решением, а не обстоятельствами. На мой взгляд, в сельской местности правильным было бы организовать какое-то производство, чтобы деревня оживилась, задышала полной грудью».

Мария Михайловна своим примером доказывает: на селе жить можно, ведь здесь открыто столько возможностей для воплощения в жизнь всех своих задумок, для самореализации.

Руководство Михалковского сельисполкома отзывается о своем уполномоченном как об исключительном человеке, отзывчивом, исполнительном. Таких открытых и бескорыстных людей в наше непростое время не часто встретишь, особенно в городе. Они как лучики света, за которыми тянешься, чтобы быть лучше, добрее, отзывчивее. Чтобы перенять все то хорошее, что они сеют вокруг себя, напитаться их доброй энергией, почувствовать заряд оптимизма и бодрости.

Ольга ЛАСУТА.
Фото автора.

Exit mobile version