Жыцце Палесся

Как в Петрикове живет семья беженцев из Луганской области

В большинстве случаев, украинцы не покидают приграничные районы Беларуси. Исключением стали — семья Лучкиных из Северодонецка. Евгений и Людмила, ее мама Елена Александровна и двое детей, 8-летняя Маша и 18-летний Артем, сначала жили у родственницы в агрогородке Бабуничи Петриковского района. А после переехали в райцентр. Беженцы рассказали, как вырвались из ада и устроили жизнь на белорусской земле.

В Северодонецке семья неделю жила в подвале, потом месяц в бомбоубежище завода «Азот». На его территории подготовили много бомбо­убежищ, а в городе прятаться было негде.

– Вместе с нами сидели около 300 человек. Туалеты не работали, приходилось ходить на улицу в страшный мороз. Помню, бежим – и начинается обстрел. Думаешь: «Повезет или нет? Вернешься ли обратно?» Была антисанитария, руки толком не мыли. У детей рвота, диарея, теряли сознание, – вспоминает Людмила.

Волонтеры помогали чем могли, заказывали транспорт, чтобы эвакуировать людей. Семья Лучкиных ехала на маршрутке с выбитыми окнами. Сначала отправились на родину Евгения, в город Стаханов Луганской области. Побыли там неделю, подлечились: у детей была температура, кашель. Оттуда – в Ростов, где взяли билеты до Гомеля.

– Бог есть на земле, раз помог нам спастись и выехать из ада. Потом в наше бомбоубежище было прямое попадание. Когда только приехали в Беларусь, с нами занималась психолог, чтобы мы справились с травмами, не ушли в себя, – рассказывает Людмила. – Сейчас, насколько я знаю, люди живут там за счет гуманитарной помощи, нет ни работы, ни зарплаты. У каждого была своя причина не уезжать. Например, у нашего знакомого бабушка лежачая и мама в возрасте – он не смог их бросить. К счастью, остался жив. Мой папа тоже не захотел уезжать и погиб, было прямое попадание в его комнату. Три месяца лежал под завалами, потому что в городе никакие службы не работали. Когда его достали, тело было трудно опознать.

В Петрикове семья снимает квартиру. Людмила и ее мама трудятся продавцами в магазине, Евгений – электрик на сельхозпредприятии «По­лесье-Агроинвест». Артем тоже работает, а малышка учится в средней школе № 2. Кстати, учительница по белорусскому языку хвалит девочку, говорит, что она будто и раньше знала наш язык.

Сельхозпредприятие предоставило семье дом в деревне Белановичи Петриковского района. Сейчас наводят там порядок, планируют постепенно делать ремонт и переезжать. Хотят завести кур, а еще разбить огород.

– Сажать не умеем, но на­учимся, – с улыбкой замечает Людмила. – Нам у вас нравится, люди хорошие: до сих пор помогают, любят и жалеют. А еще природа красивая, прямо под окнами квартиры ходит аист.

– Хотели бы вернуться?

– А куда? Работы нет, у мамы квартира разрушена. Какое будущее у детей? Пока будем здесь. Хотя прошло уже больше года, моя душа – там. Мы же там родились и прожили всю жизнь. При первой возможности съездим хотя бы в гости.

– Поедем домой в гости… – с грустью отмечает Артем.

– Главное – не опускать руки. Если Бог дал шанс выжить, значит, даст его и в остальном. Тем более все нам помогают, – с оптимизмом смотрит в будущее Людмила.

Exit mobile version