Жыцце Палесся

Пусть знают правду потомки. Пятиклассница Глиницкой базовой школы записала историю своей прабабушки — ребенка войны

С каждым годом все дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к событиям 1941–1945 годов.


Понять и оценить настоящее можно, только сравнив его с прошлым. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной, многих уже нет в живых. Послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой.

Пока ветераны живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге.

История нашего народа и Великая Отечественная война тесно переплетаются с жизнью моей прабабушки Ульяны Адамовны Дубень (в девичестве Корбут). Как-то, когда я была у нее в гостях, она начала вспоминать свое детство. Мне стало очень интересно узнать, как она жила и чем занималась в годы войны. Я захотела сравнить детство моей прабабушки и свое. Из ее рассказа я узнала, что родилась она на хуторе Сом Лельчицкого района в 1929 году, точную дату рождения она не помнит, так как все документы сгорели во время пожара в годы войны. Помнит, что дом находился недалеко от дороги, а вокруг цвели сады. Жили небогато, но дружно. В семье воспитывалось 6 детей: 5 дочерей и 1 сын. Дети ходили в школу за три километра в д. Заполье. Одевались просто: лапти, которые плел отец, и простенькая одежда изо льна. Училась прабабушка хорошо, каждый класс оканчивала с Похвальной грамотой. За успешное окончание 4 класса отец купил ей ботиночки. Приходя из школы, чистила их и вешала на деревянную жердь возле печи, чтобы они высохли. В школе учились до обеда. Никто школьников не кормил. Ели утром дома то, что приготовит мама в печи. Готовили в основном щи из капусты с грибами, супы, варили картофель, а с собой иногда брали на обед праснаки – хлеб, испеченный из муки собственного помола. Но такая «роскошь» была не каждый день. Мясо ели только по большим праздникам. Хоть имели домашнее хозяйство, но еды не хватало, так как семья была очень большая.

Потом людей из хутора переселили в деревню Острожанка. Здесь их и застала война. Прабабушка четко помнит, как объявили о начале войны. Радио в то время в деревне не было, и о том, что случилось страшное, все узнали от представителя сельского Совета. Она помнит, что люди плакали, даже дети, хотя они не понимали, что это такое. В военное время дети перестали учиться в школе.

Настало страшное время. Деревню оккупировали немцы. Жили они здесь непостоянно. Совершали набеги и забирали у людей живность и остатки зерна. Прабабушка жила впроголодь. Постоянно хотелось есть, но она никогда не просила у мамы – терпеливо ждала, когда появится какая-нибудь еда.

Однажды в деревню неожиданно нагрянули немцы. Они подожгли ее со всех сторон. Люди бросились убегать в лес, так как он находился неподалеку. Старшие сестры побежали спасаться в лес с соседями, а она была самой младшей в семье и осталась с матерью. Мать прабабушки Анна в скрыне взяла целую связку домашних самотканых полотенец, а прабабушка взяла свои ботиночки и документы в коробочке. Из еды ничего не взяли, хотя на столе и подоконнике осталось лежать несколько буханок испеченного хлеба, который в то утро испекла еврейка, прятавшаяся у них.

Когда бежали к лесу, вокруг свистели пули, прабабушка Ульяна вместе со своей матерью и другими людьми спряталась в болоте. Там они просидели двое суток без еды, без питьевой воды. Накрылись мхом, спрятавшись под лозовый куст. Очень хотелось есть и пить, но все терпеливо переносили невзгоды, так как боялись: немцы периодически прочесывали лес и стреляли в людей, которых находили.

На болоте их нашел отец прабабушки Адам, который в то время находился в лесу. Он сказал, что недалеко, на холме, лежит убитая немцами женщина – Алена из соседней деревни. На груди и рядом с ней лежали убитые два маленьких сына.

Позже к ним присоединились и сестры. Очень хотелось есть, поэтому пришлось вернуться в деревню. К тому моменту она была сожжена, в том числе и их дом. Сгорела и постройка, в которой хранился картофель. К счастью, осталась корова. Набрали картофеля и, забрав корову, двинулись в лес.

В лесу соорудили буданы – постройки из ветвей, листьев, коры, и стали там жить. Жилось очень тяжело. Не хватало еды, корову в скором времени забрали немцы – нашли ее на покосе. Ели в основном то, что росло в лесу, а также картофель и остатки ржи, которую замачивали в воде и варили на огне.

Беда не приходит одна. Моя прабабушка заболела тифом. Во время болезни у нее выпали все волосы, долгое время держалась очень высокая температура, таблеток никаких не было, одна надежда была на молодой здоровый организм. Все это время она находилась в будане, на сосновых ветках.

Однажды прабабушка Ульяна услышала, как люди кричат: «Немцы! Немцы!» А она больная и не может встать. Ее мама просит: «Донька, вставай, немцы. Нам надо убегать!» А она отвечает: «Идите, мама, я не могу встать, у меня нет никаких сил».

Мать прабабушки отбежала несколько метров, но вернулась и помогла встать больной дочери. От укрытия они отошли несколько метров и увидели всадников, которые кричали убегающим людям: «Не бойтесь, мы – свои, мы вас в обиду не дадим!» Сколько было радости, слез из-за того, что увидели бойцов Красной армии. Солдаты угостили хлебом и сахаром. Вкуснее еды за все время она и не пробовала.

Однако не всем было суждено вернуться с войны. Брат моей прабабушки Павел погиб в первые дни войны на границе. Семья больше не вернулась жить в деревню. Они построили небольшой домик возле речки, недалеко от того места, где был хутор Сом.

Послевоенные годы тоже были тяжелыми. Дети очень рано становились взрослыми. В юном возрасте они помогали старшим в сельском хозяйстве: копали лопатами огороды, запрягались в плуг вместо лошади, так как лошадей или вовсе не было, или было очень мало, помогали в заготовке дров, носили на себе мешки с зерном для колхоза за 30 километров, а летом в лесу собирали грибы и ягоды, лекарственные растения, так как лекарств в то время негде было купить и лечились народными средствами.

В школу моя прабабушка больше не пошла, а осталась жить и работать в своей деревне.

Читая литературу о Великой Отечественной войне, беседуя с прабабушкой, я узнала, что детям жилось в те годы очень трудно. В то же время они не озлобились, а помогали восстанавливать страну из руин. Сейчас моя прабабушка – ветеран труда, она всю жизнь проработала в колхозе «Осовец» Мозырского района в бригаде разнорабочей. У нее 4 детей, 7 внуков, 5 правнуков.

Этот год объявлен Годом мира и созидания. И мы, подрастающее поколение, должны уважать, беречь прошлое нашей Родины. В наследство от людей, которые жили в годы войны, нам досталось бесценное богатство: мирное небо, радостный смех, лучезарные улыбки. Война живет в памяти народа. И она не должна повториться. Забывать об этом нельзя.

Дарья ЛИНДЕР,
учащаяся 5 класса
государственного
учреждения
образования
«Глиницкая
базовая школа
Мозырского района».

Exit mobile version