Только специалисты обратили внимание, что с недавнего времени продукция военного назначения будет считаться в Европе углеродно нейтральной. За вроде как обыкновенным бюрократическим решением кроется много интересных и пикантных деталей.
Итак, в Евросоюзе был принят механизм трансграничного углеродного регулирования, который устанавливает плату – квазиналог – за выбросы углекислого газа при производстве. Экология – тема не только актуальная, но и модная, при этом с массой спекуляций, построенных на естественном желании людей жить в чистой среде и страхах загрязнения окружающей среды чем попало: от пластика и нитратов до радиации и вредных газов. Причем эмоциональный подход заметно преобладает над рациональным, практическим и научным. Начать с того, что выпуск тех же самых солнечных батарей и аккумуляторов – это далеко не экологически чистое производство, а ветровые генераторы работают не так уж и бесшумно.
Называются и такие цифры: одна единица газа/мазута дает 40–45 единиц тепла, а различные источники «зеленой энергии» – максимум 5–7 единиц. И площади они занимают вполне приличные.
Но сложно взывать к голосу разума, когда оппоненты практически без правил играют на таких болезненных темах, как Чернобыль, а еще Фукусима плюс периодическое разлитие нефти в морях-океанах…
Итак, страны Запада объявили о планах полного отказа от углеводородного топлива (и вообще сырья) к 2050 году и даже раньше. Декарбонизация, она же зеленый переход, должна была включать экологический сертификат для любых экспортно-импортных сделок.
Но тут началась Специальная военная операция. И моментально выяснилось, что продукция военно-промышленного комплекса (ВПК) и декарбонизация – это как впрячь в одну телегу коня и трепетную лань. Просто для сравнения: танк «Леопард-2» имеет движок мощностью 1500 л. с., а мотор самого мощного танка Второй мировой войны «Королевский тигр» – всего 700 л. с. И весь этот Эверест техники поглощает ненавистные «зеленым» углеводороды в астрономических количествах. А ведь их еще надо произвести – и тоже с помощью углеводородов.
В итоге в Евросоюзе родилось удивительное решение: признать продукцию ВПК экологически чистой. Современный истребитель оставляет при своем производстве не меньший углеродный след, чем пассажирский авиалайнер, но именно гражданский самолет будет обложен углеродным налогом.
Кстати, кому это выгодно? Главным экспортером военной продукции в Европу выступают США. Страны еврозоны импортируют товары американского ВПК по самой широкой номенклатуре: от истребителей и вертолетов до систем ПВО и морских вооружений – итого 23 % всего американского экспорта вооружения. И в ближайшие годы поставки будут расти по причине СВО. Так что дополнительные платежи были отменены в интересах оборонной промышленности США.
Ну что ж, европейские страны сами выбрали путь утраты своих стратегических позиций в рамках всей мировой экономики. Помимо того, что США привлекли в свою экономику много квалифицированной рабочей силы из Европы и даже целые предприятия с новейшими разработками, они еще и вынудили Европу приобретать их товары.
…«Миропорядок, основанный на правилах» – он такой.