Страшно остаться без собственных накоплений, но еще хуже — оказаться должником по кредиту, который был оформлен на тебя аферистами обманным путем. На днях Президент подписал Указ № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям», который призван остановить волну онлайн-воровства.
Нужно включать критическое мышление
«Алло, вас беспокоит служба безопасности банка. На ваше имя оформлен кредит…» — примерно с таких слов начинают беседу мошенники. Сначала шокируют потенциальную жертву плохими новостями, потом якобы предлагают шанс на спасение, а в итоге все сводится к тому, что человек залезает в реальные долги.
Показателен недавний случай с 53-летней жительницей Барановичского района. Аферисты дозвонились до женщины в мессенджере и заявили, что на ее имя кто-то оформил три кредита. Чтобы «отменить транзакции», на том конце провода ей внушили необходимость оформления реального кредита в банке. Даму искусно убедили и в том, что на смартфон нужно установить «одно очень важное» приложение (через него мошенники уже без ее помощи оформили еще один кредит). В итоге потерпевшая перевела на счета аферистов более 20 тысяч рублей.
Когда женщина пришла в себя, тут же поспешила в правоохранительные органы. Барановичский межрайонный отдел Следственного комитета возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 209 УК (мошенничество, совершенное в крупном размере).
Когда читаешь подобные истории в сводках правоохранительных органов, удивляешься: ну неужели у жертв напрочь отключается критическое мышление?
— Мошенники мастерски используют приемы социальной инженерии. Манипуляция начинается буквально с первых секунд, когда они обращаются к человеку по имени. В ход идут логические доводы и аргументы для формирования нужной эмоции у потенциальной жертвы. В состоянии стресса когнитивные способности мозга снижаются и есть все шансы повестись на обман. Поэтому единственно правильное решение — со старта обрубать подозрительный разговор.
Где преступления поставлены на поток
— Принцип оформления кредитов на наших граждан без их ведома достаточно банален, — говорит официальный представитель Следственного комитета Республики Беларусь Александр Суходольский. — Самое распространенное оружие мошенника — приложение AnyDesk. После его установки злоумышленник получает полный доступ к телефону и интернет-банкингу, где и совершает операции по оформлению онлайн-кредитов и переводу денежных средств на подконтрольные ему счета.
Около 90 % (чуть более 9 тысяч) кибепреступлений в стране с начала года приходится на мошенничество и хищение денег — как собственных накоплений граждан, так и кредитных ресурсов.
— В ходе расследования уголовных дел достоверно установлено, что звонки совершаются из специально созданных кол-центров, которые находятся в Украине и массированно работают по территории Беларуси и России, — обращает внимание Александр Суходольский. — Это трансграничный вид преступлений. Аферисты работают удаленно с территории другого государства. При этом действующие власти Украины полностью поддерживают эту преступную деятельность, а нарушителям закона помогают уходить от ответственности.
Деньги, стоп!
Повлиять на активность аферистов, находящихся за границей, невозможно. Поэтому упор делают на антифродовую деятельность (от англ. anti-fraud «борьба с мошенничеством») внутри страны.
На этой неделе Президент подписал Указ № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Документ — серьезный шаг на пути к информационному взаимодействию между правоохранительными органами и банками по обмену информацией о несанкционированных платежных операциях и попытках их совершения. Кроме того, действие документа распространено и на небанковские организации в части списания в бесспорном порядке денег из открытых ими электронных кошельков пользователей.
— К 1 марта 2024 года получим целостный механизм, который поможет не только выявлять несанкционированные платежные операции, но и моментально реагировать, оставаясь при этом полностью в правовом поле, — говорит начальник управления защиты информации Национального банка Инна Легчилова.
Теперь получение, хранение, использование, передача и иная обработка информации об инцидентах будут организованы посредством автоматизированной системы обработки инцидентов Национального банка (АСОИ) с соблюдением требований законодательства о защите информации и персональных данных.
— Вместе с тем правоохранительные органы будут наделены полномочиями о приостановлении операций, которые банк признает несанкционированными, — подчеркнула Инна Легчилова.