Жыцце Палесся

У каждого из нас навсегда остаются в памяти любимые педагоги, благотворно повлиявшие на всю нашу жизнь и систему ценностей

…Впервые увидела ее, когда перешла во 2-й класс мозырской гимназии. Она мне показалась суровой и очень требовательной. Я немного побаивалась ее. В детстве старалась развиваться интеллектуально, а вот физически ленилась, была пухленькой и хотела это изменить. И я поставила, наверное, первую в своей жизни цель: получить «отлично» по физкультуре.

Валентина Федоровна Бабкова и Татьяна Ивановна Чиручик (в нижнем ряду справа налево): учительская дружба – навсегда.

И я начала стараться на уроках. У меня не получались кувырки через голову. И вот дома, соорудив себе длинный мат из нескольких подушек, усердно отрабатывала этот навык, пока не довела его до совершенства. Помню, как в 4-м классе осталась одна в кабинете учителя, передо мной лежал журнал, где уже были выставлены оценки за четверть, но еще не объявлены ученикам. И я подсмотрела, что мне по физкультуре «5». До сих пор с улыбкой вспоминаю свое первое ощущение радости и гордости за свою победу.

Поверила этому учителю. Она была строгой и очень справедливой, вкладывая душу в свое дело. Мне не хотелось ее подвести. «Девочки, вы же должны нравиться мальчикам. Работайте над собой. Качайте пресс, руки. Вы должны быть красивыми… Будете детишек своих на свет являть, ох как будете с благодарностью меня вспоминать», – часто говорила она, пока мы недовольные пыхтели над очередными упражнениями на красивый живот.

«Аист летит один. Кто увидел аиста весной первого одинокого, тот весь год будет без пары», – подмечала она. Я так и не поняла, сбывается ли эта народная примета или нет, но каждый раз, когда вижу в полете эту восхитительную птицу, вспоминаю свою учительницу.

В каждом ученике она видела личность и всегда говорила: «Надо принимать людей такими, какие они есть». Маленькая, худенькая, очень стройная и жилистая. Она была больше похожа на выпускницу-старшеклассницу, а не на учительницу. Такой ее и запомнила. С момента окончания школы я ее ни разу не видела.

Помню, как в средних классах я, подражая старшим ребятам, стараясь казаться взрослой, начала пробовать вредные увлечения и стала прогуливать занятия. Результаты заметно съехали. Из отличницы по ее предмету я стала троечницей. И часто вспоминаю ее слова: «Людмила, я всегда готова поставить тебе хорошую оценку. Работай».

Прогулять физкультуру для меня было страшнее, чем математику. Я очень хотела быть впереди. Уже в старших классах, понимая, что отстаю от сверстников, каждое утро в любую погоду шла на пробежку в городской парк. Сначала стеснялась. В те времена бегуны были редкостью. Мне казалось, что на меня все смотрят. А потом привыкла. У меня даже появились единомышленники. И как же мне после нескольких месяцев регулярных тренировок было приятно показывать на школьном стадионе свои достижения и видеть удивленные лица одноклассников. Это был мой маленький секрет. Я гордилась собой.

Я не стала знаменитой спортсменкой, но до сих пор очень благодарна своему учителю физической культуры Валентине Федоровне Бабковой за уроки человеколюбия и доброты, за то, что она смогла привить мне, своей ученице, любовь к спорту и здоровому образу жизни, которого стараюсь придерживаться и сейчас. Три раза в неделю при любой погоде уже много лет я иду в спортзал. И чувствую себя, и выгляжу хорошо.

«Спасибо, что конца урокам нет…»

Еще одна учительница, о которой мне хочется сказать, – Ольга Васильевна Фицнер. Она преподавала у меня белорусский язык и литературу. Влюбленный в свое дело человек. Строгая. Настойчивая в своих требованиях. Но заставившая себя уважать.

Ольга Васильевна Фицнер: обаяние интеллекта.

Очень запомнился один методический ход, применяемый ею на уроках. Она оглашала определенную тему, и один из учеников должен был подготовить в режиме реального времени в течение 5–7 минут устное сочинение на выбранную тему и рассказать его классной аудитории. Чаще всего этим учеником была я. Именно она первой заметила у меня филологические склонности и давала возможность им развиваться.

Правда, однажды дала маху. Было задание написать сочинение о событиях Великой Отечественной войны. А я списала вступительный абзац из книги. Ох и чувствовала себя опозоренной, когда это вскрылось. Зато урок «не списывать» усвоила на всю жизнь.

Настоящая русская красавица, ведшая у нас русский язык и литературу, Татьяна Ивановна Чиручик осталась в памяти как учитель, который неустанно, но, как показало время, безнадежно воспитывал у меня каллиграфический почерк, и как человек, прививший мне любовь к русской и зарубежной классике.

Нелли Васильевне Барановой спасибо за интерес к познанию человеческого менталитета, образа мышления, морали и природы, который не угасает во мне и сейчас.

Нелли Васильевна Баранова: открыть миру самого себя.

А Светлане Васильевне Филимоновой – за то, что она показала, как это – иметь смелость быть собой, воспитывать в себе критическое мышление и широту взглядов. Она учила дискутировать и не бояться никаких жизненных загадок.

Когда я училась в университете, наш куратор дала нам задание написать сочинение про своего любимого учителя. Я тогда не смогла справиться с заданием. И только спустя два десятка лет осознаю, с какой благодарностью, признательностью и ностальгией думаю о своих наставниках.

Светлана Васильевна Филимонова: ищем ответы на сложные вопросы.

Спасибо огромное каждому из моих учителей за уроки доброты, терпения, мудрости, строгости, любви, знаний и веры в своих воспитанников.

Ваши дети – это и ваши ученики тоже. Семена, посеянные вами, продолжают свой рост в их благодарных сердцах.

Может, кто знает, где сегодня эти дорогие, и не только мне, учителя?

Людмила ЛИПНИЦКАЯ,
внештатный автор.

Exit mobile version