Каждый раз, как только наша машина сигнализирует о той или иной болячке, мы хватаемся за голову. Куда везти на ремонт? Сколько денег придется потратить? А что нам мешало вовремя заехать на ближайшую СТО и провести диагностику автомобиля? О том, как часто нужно заглядывать под капот своего четырехколесного друга, рассказал слесарь по ремонту автомобилей СТО «Сосновый» Александр Колоцей.
Диагностика вместо ремонта
– Сразу скажу, машины всех марок ломаются, – говорит мастер. – Но чаще это происходит с автомобилями, которые неправильно обслуживают, игнорируя при этом диагностические станции. Так, при покупке подержанного автомобиля в обязательном порядке необходимо сделать три диагностических исследования: компьютерную диагностику, диагностику подвески и двигателя. Как говорит наш директор Григорий Предченко, не ленитесь приехать раз в месяц на диагностику, чтобы в будущем не раскошеливаться на дорогой ремонт. К примеру, вышел из строя пыльник шруса. Если его вовремя не заменить, то в будущем придет в негодность сам шрус. А это уже другие деньги.
Помимо этого, мы ремонтируем электрооборудование и двигатели. Если вовремя не заменить ремень ГРМ, то он может порваться, согнуть клапаны, и тогда придется покупать не только сам ремень, но и ремонтировать двигатель. К примеру, не заменили вовремя воздушный фильтр, пыль беспрепятственно попадает в мотор, чем наносит ощутимый вред двигателю. Его износ происходит в два раза быстрее. То же могу сказать и про тормоза. Тормозная система – основа безопасности любого транспортного средства. Если двигатель выйдет из строя, автомобиль заглохнет и остановится. А вот если на большой скорости разлетается на несколько частей тормозной диск, то это уже, считай, трагический случай. А все из-за того, что автолюбитель поленился и вовремя не проверил тормозную систему машины. Поэтому всем советую не экономить на замене основных комплектующих и своевременно обслуживать автомобиль.
– С какими проблемами чаще всего обращаются к вам автолюбители?
– Чаще всего по вопросам ремонта подвески. Стоит отметить, что, помимо самой подвески, одновременно необходимо проверить рулевой механизм и тормозную систему. Диагностику подвески мы проводим каждый будний день в первый час работы. Затем переходим к плановому ремонту. Если в ходе диагностики выявляются проблемные моменты, тут же комплектуем детали, ставим в очередь и ремонтируем.
– С поиском запчастей проблем нет?
– Нисколько. Любую деталь на любой автомобиль найдем. Турция и Китай поставляют запчасти в срок. Сегодня есть некоторые сбои по срокам поставки из Европы. Их детали на эксклюзивные автомобили приходится ждать 5–7 дней.
– Сегодня многие предпочитают отправляться на отдых к морю на машине. Как правильно подготовить автомобиль к дальней поездке?
– Перед поездкой необходимо провести диагностику, проверить подвеску, рулевое управление и тормозную систему. С собой в багажнике нужно иметь компрессор для подкачки шин, ключ баллонный, запаску, трос, аптечку. Этого набора вполне достаточно, чтобы в случае поломки произвести несложный ремонт или добраться до ближайшего автосервиса.
Не экономьте на бензине
– Как часто следует проверять уровень масла?
– Все зависит от ресурса двигателя. Если автомобиль с пробегом менее 100 тысяч километров, то достаточно раз в две недели проверить уровень масла. В современных автомобилях все еще намного проще. Там, как правило, установлены датчики уровня масла. И когда уровень снизится до минимального значения, компьютер подскажет, какие действия необходимо провести водителю. Если автомобилю более 20 лет и пробег более 100 тысяч километров, то хотя бы раз в три дня нужно поднять щуп и проверить уровень масла.
– Когда нужно менять масло?
– Если производитель масла рекомендует менять его через каждые 10 тысяч километров, то мы всегда своим клиентам советуем это делать через 7–8 тысяч. Здесь весь вопрос – в качестве масла. В таком случае двигатель вашего автомобиля прослужит вам дольше.
– Езда на практически пустом баке влияет на состояние автомобиля?
– Безусловно. Бак должен быть заполнен как минимум на четверть своего объема. Если он вмещает 60 литров, то хотя бы 15 литров топлива в нем должно быть всегда. И на горящей лампочке, как многие делают, ездить нельзя, потому как топливный насос в таком случае сильно нагревается и быстрее выходит из строя. Кроме того, в пустом баке образуется водный конденсат, что чревато последствиями. А еще при низком уровне бензина транспортное средство становится менее управляемым, поэтому риск попасть в аварию возрастает.
– Знаю некоторых водителей, которые летом ездят на зимних шинах. Опасно ли это?
– Зимняя резина более мягкая, нежели летняя, и в жаркую погоду ее износ происходит в два раза быстрее. Поэтому не рекомендуем ездить на зимних шинах в летнее время. Но есть свои нюансы. Каждая резина имеет свой ресурс. И это зависит не только от величины протектора. Если она используется 5 и более лет, а протектор еще соответствует нормам, все равно ее нужно менять. Тем, кто мало эксплуатирует автомобиль в течение года, можно использовать летом и зимнюю резину в виде исключения. Ведь через пять лет ее все равно нужно будет поменять. И не забывайте про балансировку колес после каждые три–четыре тысячи километров.
– Что делать тем, кто с целью экономии или нехватки средств имеет только два колеса с хорошей резиной?
– Всем автолюбителям рекомендуем устанавливать хорошую резину на переднюю ось, так как большинство автомобилей переднеприводные – это и качество торможения, и лучшее сцепление с дорогой на мокром асфальте.
– После каждой замены шин необходима балансировка?
– В обязательном порядке. Без сделанной вовремя балансировки шины могут износиться неравномерно, а это в свою очередь влияет на подвеску.
Автомобиль: немецкий или японский?
– На что обращать внимание при диагностике подвески и что делать, чтобы продлить ее жизнь?
– Важно проверять ходовую часть на предмет целостности пыльников и резиновых соединений. Проверяем наличие люфтов в ходовой части, шумов от ступичных подшипников. О состоянии амортизаторов скажут подтеки – первые признаки неисправности. Их можно заметить раньше, не дожидаясь, когда они перестанут гасить колебания, что крайне негативно сказывается не только на вашем комфорте, но и на безопасности.
– Какие советы можете дать для сохранности подвески?
– Для продления жизни подвески могу порекомендовать, например, не проезжать «лежачие полицейские» одним колесом, так как идет нагрузка на стабилизатор поперечной устойчивости. Также не следует проезжать искусственные неровности с одновременным торможением. Рекомендуется отпускать педаль тормоза перед самим препятствием, чтобы подвеска прошла его в разгруженном состоянии.
– Марки каких авто – завсегдатаи СТО, а какие более надежные?
– Однозначно оценить, какие машины ломаются чаще или реже, сложно. У каждой марки своя проблемная линейка деталей и слабые места. Так, скажем, по кузовным элементам и их защищенности японцы отстают от европейцев. А вот по моторам они явно в лидерах. При правильном и своевременном обслуживании японские моторы могут запросто дотянуть до миллиона километров пробега. Кроме того, у японских производителей надежные автоматические коробки передач.
– Некоторые водители почему-то до сих пор опасаются автоматической коробки передач. С чем это связано?
– Да, лет 20 назад все заказчики были сторонниками механических коробок передач. Сегодня на протяжении последних десяти лет ситуация резко изменилась. Во-первых, автомат очень удобен в городских условиях. Во-вторых, при правильном обслуживании такой коробки ее ресурс довольно большой. В-третьих, если раньше было мало специалистов по ремонту коробки-автомат, то сегодня их ремонтируют практически на каждой СТО, и цены вполне адекватные. Я сторонник автоматической коробки передач.
– В каком случае надо ехать на СТО?
– К своему автомобилю нужно прислушиваться, ведь он как живой организм, который тоже может давать сбои. Вас должен настораживать любой посторонний звук: тот же скрип при медленной езде или торможении, вибрация в руле или по всему кузову при разгоне. Это первый признак того, что нужно ехать к мастеру в автосервис и смотреть, что происходит. Автомобиль, как и человек, должен быть всегда здоров!
Сергей БОРОВИК.
Фото автора.