Безопасность выгодна всем. О нормах охраны труда – компетентно

170

Теме обеспечения норм охраны труда на производстве была посвящена прямая линия в редакции газеты «Жыццё Палесся».

Система охраны труда включает в себя не только создание безопасных условий для работы на производстве, но и обеспечение юридических прав, гарантии соблюдения договорных обязательств между работником и нанимателем. На вопросы мозырян по этой теме ответили начальник и главный государственный инспектор Мозырского межрайонного отдела государственной инспекции труда Алексей Задорожный и Ольга Кулевец.

Следи за собой, будь осторожен

Алексей Павлович, мы чаще приводим негативные примеры, а какие предприятия сегодня можно привести в пример по организации охраны труда на производстве?

– Деятельность по охране труда – это процесс, который включает в себя комплекс мероприятий. Объективно при выполнении любых работ будут и недостатки, и недочеты. Но самое основное в этом процессе охраны труда – это отношение людей. Меня раздражает и обижает, когда люди безразличны к нашим попыткам оказать им помощь, когда приезжает мобильная группа или проводится какое-
либо профилактическое мероприятие. И наши замечания вызывают только обиду и раздражение.

Поэтому именно с точки зрения отношения к охране труда мне нравится ситуация в структурных подразделениях РУП «Гомельэнерго». Могу только предполагать, с чем это связано: большие штрафные санкции за нарушения правил охраны труда, или мы имеем дело с определенной устоявшейся традицией. По большому счету, ситуация по созданию безопасных условий труда должна решаться обязательно, важен результат – отсутствие производственного травматизма. Поэтому на каждом производстве руководство вправе самостоятельно решать, как это требуемое состояние будет достигнуто – кнутом или пряником. Показательный пример: когда мобильная группа во время одного из выездов выявила недочеты, контролем за их устранением немедленно занялся лично главный инженер. Такое отношение должностных лиц и рабочих вызывает только уважение.

Есть позитивные подвижки в ООО «Никова»; держат планку в ОАО «Мозырский домостроительный комбинат», где действует своя система поощрений и наказаний за соблюдение/несоблюдение норм охраны труда.

В Мозырском районе за 9 месяцев текущего года зарегистрировано 4 несчастных случая с тяжелым исходом, в двух случаях из которых есть вина нанимателя, а в двух – нет. Один из них со смертельным исходом, там есть вина других работников. Анализ происшествий по республике показывает, что нарушение потерпевшим трудовой дисциплины, требований локальных нормативных и правовых актов составляет 28,7 %, личная неосторожность потерпевшего – 21 %. Если сложить, то получается почти 50 % случаев травматизма по вине работника, которых можно было избежать, если бы не собственная безалаберность, глупость, беспечность, – определений можно придумать много. И в итоге сегодня мы имели бы в два раза меньше случаев производственного травматизма в Мозырском районе. Мобильные группы, руководители предприятий, отраслей, районов пытаются достучаться до людей, организуя месячники безопасности в различных сферах деятельности, но убеждение, что несчастье может случиться с кем угодно, только не с тобой, по-прежнему сильно у многих работников. Притча во языцех – ношение касок на строительных объектах, как и популярное оправдание «но кран подъемный ведь не работает». Но вот на РУП «Гомельэнерго» есть требование: при посещении своих объектов находиться в каске – и это правило соблюдают все. Возможно, дисциплинирует факт наличия видео- камер, но строители, причем и руководящий состав в том числе, зачастую демонстрируют безответственный подход к охране труда на объекте.

Культура – это ведь не только музеи, театры, библиотеки, но и производство. Также практика показывает, что пока за устранение нарушений не возьмется лично руководитель, дело с места не сдвинется.

Есть нюансы

Ольга Николаевна, входит ли в трудовой стаж работа по гражданско-правовому договору?

– Наиболее часто используемым нанимателем гражданско-правовым договором является договор подряда. Поскольку договор подряда и трудовой договор во многом схожи, то на выполнение одной и той же работы может быть заключен как один, так и второй договор. Отсюда возникает вопрос, нужно ли оформлять на лицо, к примеру, принятое по договору подряда, трудовую книжку.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Трудового Кодекса (далее – ТК) трудовая книжка установленного образца – основной документ о трудовой деятельности работника, а, согласно абзацу 1 части 1 статьи 1 ТК, работник – это лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора. Поскольку гражданско-правовой договор не является трудовым, соответственно, трудовая книжка на его основании лицу, работающему, к примеру, по договору подряда, оформляться не может.

Вместе с тем работа, выполняемая по гражданско-правовому договору, является основанием для исчисления трудового стажа, так как в трудовой стаж входят периоды, в течение которых за лицо, выполняющее работу, уплачиваются работодателем взносы на государственное социальное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда соцзащиты (часть 1 статья 51 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-ХП «О пенсионном обеспечении»). Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, в обязательном порядке уплачивают за работающих на них граждан вышеуказанные страховые взносы. Период работы по гражданско-правовому договору входит в трудовой стаж, несмотря на то что трудовая книжка не заводится.

При каких условиях можно уволиться до истечения срока действия контракта?

– Одним из отличий срочного трудового договора, в данном случае контракта, от иных трудовых договоров является то, что при его заключении работник и наниматель на договорной основе определяют срок его действия. Изменение срока контракта, как продление, так и досрочное прекращение, осуществляется также по соглашению сторон.

Таким образом, контракт может быть досрочно прекращен по соглашению сторон (пункт 1 статьи 35 ТК), если работник и наниматель достигли соглашения о прекращении контракта в определенный ими срок. При отсутствии такой договоренности увольнение на основании пункта статьи 35 ТК не производится.

Прекращение контракта по желанию работника на основании статьи 40 ТК невозможно, так как по этому основанию могут быть уволены только работники, с которыми заключены трудовые договоры на неопределенный срок.

Статья 41 ТК устанавливает право работника требовать от нанимателя уволить его досрочно до истечения срока контракта при наличии следующих обстоятельств: в случае болезни или инвалидности работника, препятствующих выполнению работы по трудовому договору (подтверждается медицинским заключением); при поступлении на военную службу по контракту, препятствующей выполнению работы по трудовому договору; при других уважительных причинах, препятствующих выполнению работы по трудовому договору; при нарушениях нанимателем законодательства о труде, коллективного, трудового договора.

Факт нарушения законодательства о труде, коллективного или трудового договора должен быть установлен специально уполномоченным государственным органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, профсоюзами и (или) судом либо может быть установлен нанимателем самостоятельно.

Уважительность причин оценивает наниматель, а при возникновении спора – суд. При этом, согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников», при оценке уважительности причин расторжения контракта по требованию работника суд должен учитывать, что указанные истцом причины препятствовали ему выполнять работу по заключенному контракту. К таким причинам могут относиться, например, состояние здоровья, выход на пенсию, изменение места жительства, необходимость ухода за больными членами семьи. Доказательства об уважительности причин досрочного расторжения контракта предоставляются истцом.

Таким образом, при наличии вышеназванных обстоятельств работник вправе требовать досрочного расторжения контракта.

Дмитрий КУЛИК.
Фото Сергея БОРОВИКА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: