Долгий путь до новоселья. Собрали мнения переживших ремонт мозырян и дельные советы специалистов

181

Все, кто сталкивался с ремонтом, знают, что к нему нужно подходить очень ответственно: тщательно спланировать, подготовиться финансово, закупить материалы и выбрать исполнителей.


Нужно продумать все виды работ и оценить свои возможности в вопросе делать своими силами или нанимать специалиста. Все детали нужно взвесить, чтобы результат принес радость, а не разочарование. Ведь от получения ключей до новоселья путь долгий. И не зря говорят, шутя, что если семейная пара пережила ремонт, то их уже ничто не разлучит.

Доверяй, но проверяй

С одной стороны, самому все делать сложно: нужны опыт, квалификация, инструменты, время. А с другой – денежные затраты плюс неизвестный результат. Иногда, к примеру, самостоятельный ремонт – единственный вариант: есть такие моменты, которые не стоит доверять вообще постороннему.

Наш народ – это мастера на все руки. Кроме того, в помощь информация широкого доступа, как говорится, «для чайников». Пошагово можно разобраться во всем, будь то ремонт телефона, бытовой техники, выбор штукатурки, редактирование фотографий… Однако если при приготовлении блюда по рецепту из соцсетей мы рискуем только продуктами и временем, то плохо сделанная электропроводка принесет массу неприятностей, а в крайнем случае – опасные последствия.

Чтобы решить поставленную задачу в ремонте и увидеть результат, который порадует, необходимо все же довериться специалисту. Поэтому владельцы квартир и домов прибегают к услугам индивидуальных мастеров. Здесь все форс-мажоры учесть нелегко. Работники бывают с различным практическим опытом и уровнем ответственности, потому мозыряне сталкиваются с разными «ремонтными» ситуациями. Приводим некоторые из них.

Руслан, водитель: «Многие строительные работники берут за свои услуги в условных единицах. Это большая проблема, потому что я, как и многие заказчики, зарабатываю в белорусских рублях. Иностранная валюта на момент расчета может подорожать, и тогда я должен буду заплатить по выросшему курсу. В моем случае стоимость увеличилась на 30 %. Плюс сталкивался с тем, что тяжело найти хорошего специалиста: все хотят брать деньги, а работу делают не всегда качественно. У меня работали 8 разных бригад специалистов, и после каждой оставались недочеты или явные дефекты. Во всех выполненных ими работах разочаровался и решил, что для себя буду делать сам. Пусть дольше, но зато уверен в качестве».

Светлана, многодетная мама: «Для отделочных работ наняла человека, который попросил не очень много денег. Работу свою выполнил и для следующего этапа – поклейки обоев – снова его пригласила. После выполнения этот специалист столько запросил, что сумма компенсировала предыдущую «скидку». Рассчитывала гораздо дешевле, а из-за того, что не уточнила стоимость заранее, попала в ловушку. Деньги пришлось отдать, но больше его не нанимала».

Вячеслав, инженер-программист: «Строю дом и очень часто сталкиваюсь с безответственными специалистами. Стараюсь всегда присутствовать на стройке, контролировать выполнение работ. Произошел один серьезный случай при возведении внутренних перегородок: в течение двух недель нанятая бригада строителей работала исправно, заслужила доверие. Все шло хорошо, они справлялись, а я был доволен. Оставалось доложить половину стены, и в один момент мне срочно понадобилось отлучиться. После моего двухчасового отсутствия строители оказались сильно навеселе, хотя до того уверяли меня, что не пьют вовсе. Но самое большое огорчение доставил вид стены: она была кривая. Пришлось на следующий день со строителями проводить беседу, а затем все переделывать».

Татьяна, школьный учитель: «Решилась поменять плитку в ванной комнате и туалете. Ремонт делаю не каждый год, и хотелось, чтобы красивые стены радовали глаз. Договаривались на такие условия с мастером, чтобы он купил все необходимые для работы материалы, положил плитку и подвел все коммуникации. Важно было, чтобы сантехникой можно было пользоваться как можно скорее. Оговорили сроки и сумму. Однако работу выполнять он не спешил: каждый день делал понемногу. По итогу пользоваться сантехникой мы и вовсе не смогли: горе-мастер наступил на канализационную трубу и повредил ее. Появилась течь. После подсоединения не функционировали ванна и раковина, но виновник отказался исправлять ситуацию. Из-за этого мы много времени и денег потеряли, разыскивая нового человека, который в срочном порядке должен был не просто подсоединить, а заменить коммуникации».

Мнение специалиста

Покупая товар, мы доверяем продавцу, производителю, сертификации. В случае брака имеем право вернуть вещь и свои деньги. Но с услугами все не так просто.

Доверившись непрофессионалу, вы рискуете не просто потерять определенную сумму, но и испортить интерьер. После такой помощи придется ремонтировать еще и нервы. Лучше оплатить качественно выполненную услугу, чем, как в анекдотах, чинить, а затем выбросить. Как известно, разочарование от низкого качества длится дольше, чем радость от низкой цены.

Поинтересовались мнением специалиста в области ремонтных работ Артема Кондрусевича, плиточника с 10-летним стажем.

«Ремонт – дело тонкое и недешевое, – делится Артем. – С целью экономии люди нередко решают делать его своими силами. В том числе кладут плитку без нужных знаний, навыков и инструментов. И получают печальный результат… Или еще один вариант: ищут специалиста «подешевле». Разумеется, неопытного. И тоже по итогу возникают проблемы, решить которые будет вдвойне сложнее и дороже. Сталкиваясь с разными ситуациями, давно пришел к простому выводу: качественную работу может сделать только мастер своего дела, с большим практическим опытом и хорошей репутацией».

Чтобы снизить затраты в тех сферах, в которых вы не разбираетесь, можно нанять специалиста только для консультации, а основную работу выполнить своими силами.

Как показывает практика, попытки взвалить на себя все не приведут к желаемому результату. А экономия на услугах может сыграть злую шутку. В обоих случаях у вас не будет времени на другие дела, а доходы все равно не вырастут. Поэтому целесообразно выполнять ту работу, в которой вы профессионал, а все, что не в вашей компетенции, оставить проверенным специалистам. Если каждый будет заниматься своим делом на отлично, то работа будет выполнена качественно. Такой подход можно рассматривать как стратегию. Ведь профи знает такие детали, о которых мы и не догадываемся.

Пусть процесс идет гладко

Найти профессионала – та еще задача. Ведь недобросовестных мастеров, ищущих «легких» денег, хватает. Что сделать, чтобы быть уверенным в нанятом исполнителе? С этим вопросом обратились к главному специалисту отдела торговли и услуг Мозырского районного исполнительного комитета Елене Пархоменко.


По словам Елены Александровны, главная проблема в том, что люди не заключают договор на оказание услуг: «Все, кто оказывает услуги, должны быть индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами. Законодательство о защите прав потребителей распространяется только на взаимоотношения между физическим лицом и индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. В противном случае придется разбираться в суде в гражданском порядке. Поэтому мы всем рекомендуем прежде, чем заказывать услугу, попросить свидетельство о регистрации. После того, как вы убедились в официальном источнике, нужно потребовать заключение договора на оказание услуг в письменной форме. В нем должны быть прописаны три самых главных условия: объем выполненных работ, сроки исполнения и ответственность сторон».

Задача специалиста отдела торговли – разрешить возникающие вопросы, не доводя до официального обращения граждан.

«В текущем году поступило 35 обращений граждан по различным вопросам защиты прав потребителей, – разъясняет главный специалист. – Большая часть людей нам звонят и приходят для получения консультаций. Основные темы – ремонт сложной бытовой техники и оказание строительных услуг. Буквально на днях поступило обращение от женщины по заключенному договору на оказание услуг по стиральной машине. Сроки прошли, а индивидуальный предприниматель говорит, что не пришли запасные части. Но в этом случае он должен был уведомить заказчика. После нашего звонка детали нашлись быстро, и проблема была устранена. Такие ситуации возникают из-за отсутствия в договоре срока исполнения работ».

В случае нарушения правил торговли и оказания услуг специалисты направляют рекомендации со сроками исполнения. Человек, который официально зарегистрирован как субъект, оказывающий услуги, старается не нарушать, в его интересах иметь хорошую репутацию. Но ситуации бывают разные.

«Недавно поступило обращение по кровле, – приводит пример Елена Александровна. – Заказчик утверждал, что исполнение некачественное, а исполнитель – что все выполнил по нормам. Мы направили рекомендации предпринимателю выехать на место и провести независимую экспертизу. По результатам экспертизы жалоба не подтвердилась. Также заказчик может самостоятельно заключить договор с экспертной службой и затем через суд взыскать материальный, моральный ущерб и возмещение за услуги эксперта. Ответственность за качество оказанной услуги несет исполнитель, который должен в случае выявления устранить недостатки в течение 14 дней, но не более 30 дней. Однако есть предприниматели, которые уклоняются от выполнения обязательств. По таким специалистам очень много обращений. В случае невыполнения ими договоренностей, людей, обратившихся к нам, направляем в суд. Исковое заявление по защите прав потребителей оформляем бесплатно».

Горе-ремонтников с плохой репутацией легко можно вычислить по отзывам. Работает так называемое «сарафанное» радио, когда хорошие или плохие рекомендации дают сами пользователи.

Также найти хорошего специалиста можно по объявлениям: в официальных рекламных источниках обычно указан номер плательщика. Подлинность мастера можно проверить в единой государственной базе регистров индивидуальных предпринимателей.

Гражданско-правовые отношения разрешаются в суде. Стоит отметить, что незаконная предпринимательская деятельность очень строго контролируется инспекцией по налогам и сборам. Также следует знать все ограничения, чтобы ремонтные работы не обернулись штрафом. Планировать все этапы стоит согласно законодательным актам, а не только по своему предпочтению. В некоторых случаях планировка требует согласования с исполнительным комитетом. Самовольное переустройство влечет наложение штрафа, а незаконные изменения придется устранить самостоятельно.

Следуя всем требованиям, можно навести красоту в максимально короткие сроки, при этом рационально распределив временны́е и денежные ресурсы. Чтобы избежать ошибок, штрафов и горького опыта, а также получить самый эффективный результат, обращайтесь к официальным мастерам своего дела.

Юлия ВОРОНИНА,
внештатный автор.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: