Молодые талантливые ученые — гордость и надежда Беларуси. Есть такие и на мозырской земле

1094

Аспирантка МГПУ им. И. П. Шамякина Ольга Липская тесно дружит с наукой давно, извлекая из такого общения максимальную пользу.


Она является членом временного научного коллектива «Этос», руководит которым доктор педагогических наук, профессор Валерий Болбас. Коллектив занимается разработкой научно-методических основ подготовки учителей к организации этнокультурного обучения и воспитания в системе непрерывного педагогического образования Республики Беларусь.

Родилась Ольга в Мозыре, отучилась на факультете философии и социальных наук Белорусского государственного университета и по распределению попала в Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию в городе Горки. Начала преподавать. Поскольку научно-исследовательская деятельность – один из обязательных видов работы преподавателя вуза, стала глубже в него погружаться.

«Работа преподавателя требует постоянного самосовершенствования в профессии, повышения квалификации, – делится размышлениями героиня проекта. – Поэтому приняла решение поступать в магистратуру, а после – в аспирантуру. Интерес к истории развития человеческой мысли предопределили выбор как первоначального образования, так и научно-ориентированного. Сфера научных интересов на сегодня – история педагогики, и, в частности, этико-педагогическая мысль Беларуси».

Результат искреннего интереса и кропотливого труда не заставил себя долго ждать. По итогам XXVIII Республиканского конкурса научных работ студентов Ольга Липская была награждена дипломом лауреата за работу «Развитие идей нравственного воспитания в этико-педагогической мысли Беларуси второй половины XVIII–первой половины XIX вв.» Также ей была назначена стипендия Президента Республики Беларусь как аспиранту, выполняющему диссертационное исследование по приоритетным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности в учреждениях образования и научных организациях. На этом она не остановилась – продолжает исследования.

«Главное преимущество, которое дает аспирантура, – это возможность расширять кругозор, занимаясь исследовательской работой, глубже изучать интересующую отрасль знания, тем самым увеличивая профессиональные возможности, – говорит Ольга. – Аспирантура обеспечивает личностный рост: в процессе обучения необходимо принимать участие в научно-практических конференциях, научных форумах, семинарах, где происходит обмен опытом и знаниями».

Наука, по мнению Ольги Липской, – это один из основных факторов развития общества, направляющий его на пути не только социально-экономического, технического, но и культурного прогресса.

«Знания помогают человеку расширить его представления о мире и живущих в нем людях, о самих себе, – делится размышлениями молодой ученый. – Саморазвитие и образование должны стать ключевыми словами для современного человека. Занятие научной деятельностью развивает не только аналитическое, но и творческое мышление, умение отстаивать свою точку зрения. Не сторонитесь науки, смело погружайтесь в ее увлекательный мир. Мы можем всё, если не стоим на месте, а развиваемся».

Правильные уроки, мудрые наставники

Вторая героиня нашего проекта – Ольга Сливец – старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, кандидат филологических наук, председатель Совета молодых ученых УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина», член Совета молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь.


Это человек, которого уважает руководство, ценят и прислушиваются коллеги, спрашивают совета студенты.

Еще в студенческие годы девушка стала участником временного научного коллектива «Вобраз», который осуществлял свою научно-исследовательскую деятельность под руководством Тамары Нуждиной.

«Пожалуй, благодаря Тамаре Сергеевне и начался мой путь в науку и огромная любовь к литературе как искусству слова, – рассказывает Ольга. – Первые шаги – участие в студенческих научных конференциях, Республиканском конкурсе научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь. Затем – магистратура, аспирантура, где моим научным руководителем стал Василий Шур, профессор, доктор филологических наук, открывший для меня новые грани родного белорусского языка. Большим достижением и гордостью для меня стало написание в соавторстве с Василием Васильевичем монографии «Малая і вялікая радзіма ў анамастыконе пісьменнікаў».

Так некогда студенческое увлечение стало для Ольги Сливец работой, частью жизни, стимулом, который не дает ей стоять на месте, заставляет развиваться, расти, в чем-то даже преодолевать себя.

«На сегодняшний момент я возглавляю Совет молодых ученых нашего университета, руковожу выполнением научно-исследовательской работы, получившей грант Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, готовлю еще один проект. Всегда интересовало изучение национально-культурного компонента в нашем языке и литературе. В последние годы больше внимания уделяю литературной ономастике, исследованию культурологического потенциала и национальной специфики имен собственных в художественных текстах», – рассказывает молодой ученый и подчеркивает, что среди студентов мозырского педуниверситета немало тех, кто интересуется наукой. Для многих это средство саморазвития и самовыражения, реальная возможность совершенствоваться в выбранной профессии и тем самым принести пользу обществу.

«Как мотивируете»? – спросили мы, и Ольга без раздумий ответила: «Собственным примером, привлечением к участию в научных мероприятиях различного формата: семинарах, круглых столах, конференциях, форумах, конкурсах на соискание грантов. Науке нужны талантливые, активные и креативные люди со свежим взглядом на жизнь. Где же их искать, как не в педагогическом университете?»

В том, что будущее за молодежью, наша героиня полностью уверена. А также за наукой, которая открывает дверь в завтра. И пусть на пути научного поиска не все бывает гладко, Ольга Сливец напоминает: ошибки – это тоже опыт, а значит, из них также можно извлечь пользу.

Внедрить новые технологии в образование

Третий герой проекта – Павел Кохан – еще студент 3 курса физико-инженерного факультета, но тяга к науке у молодого человека непреодолимая.


Он состоит в Белорусском физическом обществе – объединении научных работников, специалистов и студентов, работающих в области физики и смежных областях науки. Уже два года Павел занимается углубленным изучением возможностей применения современных информационных технологий для решения прикладных задач в рамках студенческой научно-исследовательской лаборатории «Базовые информационные технологии» (БИТ) под руководством куратора – Валентины Давыдовской. Павел принимает активное участие в Республиканских и Международных научных конференциях, он призер различных конкурсов и олимпиад, связанных с информационными технологиями.

«Новые знания пригодятся в моей будущей профессии, – с уверенностью говорит студент-исследователь. – Ведь кто такой современный учитель? Это высокопрофессиональный педагог, умело использующий в своей работе информационные технологии, которые глубоко проникли во все сферы деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление и другое. Но мне особенно интересна была сфера образования, поскольку считаю, что она является одной из самых важных для любого общества. Поэтому я и начал исследования по применению информационных технологий в сфере образования. Хочется отметить, что в нашем университете очень внимательно относятся к каждому студенту, и возможность попробовать свои силы в науке предоставляется практически всем желающим. Я принимал участие во многих научных мероприятиях, могу отметить некоторые наиболее успешные конкурсы: Международный конкурс научно-исследовательских работ студентов и магистрантов «От науки к практике», который ежегодно проводит Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина (диплом I степени), два года подряд в составе студенческого коллектива становился победителем Всероссийского конкурса (с международным участием) обучающих видеороликов «Математика и физика в фокусе». Очень запомнилось участие в масштабном конкурсе социальной рекламы «#Обучайся в Беларуси», организованном Министерством образования Республики Беларусь. На рассмотрение жюри было представлено более 230 работ в разных номинациях. И в разделе «Образование – твоя лестница к заветным мечтам» наш печатный рекламный проект был удостоен диплома III степени. Уверен, еще множество побед ждет впереди».

Наука для Павла Кохана – это, прежде всего, постоянный процесс познания окружающего мира и самого себя. На вопрос, интересна ли наука современной молодежи, он отвечает так: «Она не может быть неинтересной, но очень важно, чтобы тебя заметили и поддержали. В нашем университете функционирует студенческое научное общество, работают научно-исследовательские лаборатории и кружки. В рамках недели молодежной науки ежегодно проводится конкурс «Студент-исследователь года». Руководство университета оказывает поддержку инициативной молодежи: это и материальное стимулирование, и создание всех необходимых условий для проведения исследований.

У современного общества появляются новые и новые потребности, которые можно удовлетворить только с помощью науки. Ведется постоянный поиск новых и наиболее оптимальных информационных технологий, именно поэтому я и выбрал это направление. И советую тем, кому так же интересно, не стоять на месте, а развиваться, не бояться попробовать силы в научном направлении. Для этого, к слову, не обязательно быть круглым отличником – достижения многих известных ученых тому пример. Научная деятельность – это, прежде всего, самопознание, которое придает уверенности в себе и веру в будущее».

Наталья КОНДРУСЕВИЧ.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: