В непогоду часто можно столкнуться с ситуацией, когда стоимость привычного маршрута на такси возрастает в разы. «Черная или фиолетовая зона» – поясняет приложение или оператор. И цвет ощутимо бьет по карману.
Сегодня услуги такси небывало популярны. Есть множество приложений для заказа машины и даже доставки вещей и еды. Водитель «по вызову» домчит из пункта А в пункт Б, что называется, с ветерком. За ваши деньги – любой каприз. Только вот стоит такое удовольствие далеко не копейки, особенно если транспорт срочно нужен, поскольку опаздываешь утром на работу, а за окном льет дождь.
Те, кто прибегал к услугам такси, замечали, что поиски машины в определенные часы или в отдаленных районах города тесно связаны с риском столкнуться с высокой стоимостью поездки. Самый пиковый утренний период – 7.00–8.00, когда многие торопятся прибыть на рабочие места. Учитывая то, что в это время заказов много, а водителей мало, стоимость поездки значительно увеличивается. Аналогичная ситуация возникает вечером, когда завершается рабочий день и на улицы выходят подуставшие горожане, желающие поскорее вернуться домой. В результате число заказов стремительно движется вверх (что очень на руку службам такси), пропорционально растет и стоимость поездки. И сохраняется эта тенденция в течение 40–50 минут, после чего немного стихает.
На резкий рост спроса влияют непогода, часы пик или массовые мероприятия. Если в каком-то районе города желающих вызвать такси больше, чем свободных водителей, стоимость поездки увеличивается на глазах. При этом приложение с помощью сложного алгоритма в режиме реального времени автоматически рассчитывает цены, актуальные на настоящий момент. Так, стоимость поездки увеличивается с учетом коэффициента «горячие часы», как его называет один модный агрегатор пассажирских перевозок. И человек встает перед выбором: опоздать на встречу или есть вечером хлеб без масла. Зачастую внутренняя ответственность берет верх над другими желаниями. И этим ловко и хитро пользуются сервисы онлайн-заказа такси.
На мой взгляд, это не честно и как-то не по-человечески. Ведь в магазинах не возрастает цена на хлеб и молоко, например, в послерабочее время. Килограмм мяса тоже стоит одинаково и в будние, и в праздничные дни. А яблоки, апельсины и пользующаяся повседневным спросом туалетная бумага в непогоду или вирусные периоды не возрастают в цене. И человек спокойно идет в привычный магазин, цены в котором хорошо знает, рассчитывает бюджет и «затаривается» по списку, не боясь оказаться с черной дырой в кошельке.
Но в случае со службами такси на стабильность и понимание понадеяться не получится. Здесь отношения строятся по принципу аукциона: кто готов больше заплатить, тот и поедет первым. И люди, подгоняемые временем и обстоятельствами, принимают «разноцветные» правила игры. И с позиции закона к представителям сферы транспортных услуг не придерешься… «Не нравится, не вызывай – жди автобуса. Мокни и опаздывай», – читается между строк, когда вводишь в приложении для заказа автомобиля нужный адрес и видишь пометку «фиолетовая» или «черная зона». Кошелек опустеет, зато успею в пункт назначения вовремя. Эх, непростая задачка… Хорошо, что хлеб и масло не дорожают в вечернее время и по выходным.