В кулуарах саммита Президент провел ряд встреч со своими коллегами из различных регионов мира, в том числе с лидерами Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Монголии, Сербии, Кубы, Экваториальной Гвинеи, Конго, Того, Мозамбика, Руанды, Ботсваны. На полях форума состоялись переговоры Главы белорусского государства с президентами Зимбабве, Кении и Коморских островов.
Для участия во Всемирном саммите по борьбе с изменением климата в Дубае 1 декабря приехали представительные делегации из более чем 150 стран. В первый день саммита участниками пленарного заседания стали около 90 первых лиц.
В дубайском «Экспо-Сити» Главу белорусского государства приветствовали Президент ОАЭ Мохаммед бен Заид аль-Нахайян и Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.
Во время выступления Александр Лукашенко озвучил подходы и предложения Беларуси по решению глобальных вопросов климатической и экологической безопасности.
«Господин председатель!
Уважаемые участники нашего форума!
Прежде всего традиционно хочу поблагодарить руководство Объединенных Арабских Эмиратов за гостеприимство и высокий уровень организации этой конференции. Непростой конференции, на которую прибыло только глав государств и правительств больше, чем приезжает на сессию Генеральной Ассамблеи ООН.
Сегодня мы, лидеры государств мира, говорим о будущем планеты Земля — нашего общего дома. Другого дома у нас не было и не будет. Говорим о будущем своих детей и внуков. О будущем всех, кто придет в этот мир после нас.
Мы представляем разные культуры, разные системы ценностей, разные цивилизации. Но мы едины перед лицом глобального вызова, который бросила нам сама природа.
Климат меняется. Ученые делают самые мрачные прогнозы. То, что мы слышим их и реагируем, весьма прогрессивно. Но чтобы эффективно противостоять угрозе, необходимо честно и открыто назвать ее первопричины.
Прежде всего это отсутствие чувства меры в стремлении к геополитическому, в том числе военному (я бы сказал, прежде всего военному), превосходству тех, кто провоцирует и разжигает очаги войн в разных уголках планеты. А войны являются главным источником грязи на нашем континенте. Это жажда наживы, которая превращает природные ресурсы в личный капитал и обкрадывает будущие поколения. Это попытки убрать со своего пути страны, мешающие подчинить весь мир, и разрушить, вытянув из земли все соки. И делается все порой якобы в целях устойчивого развития (есть такая программа в ООН).
Беларусь по Парижскому соглашению в полной мере выполняет взятые на себя обязательства и даже перевыполняет их. Мы оказываем бесценные экосистемные услуги нашему континенту, сохраняя уникальный источник кислорода — естественные болота, леса, легкие Европы. Развиваем зеленую и атомную энергетику, минимизируя риски изменения климата.
Парадоксально, но в ответ получаем новые экономические санкции, барьеры в международной торговле, ограничение доступа к технологиям. И не только мы.
Пора признать: зеленая повестка бессмысленна в условиях конфронтации. Она требует уважения суверенитета стран и безусловной справедливости.
Нельзя давить политических оппонентов санкциями и в то же время требовать затратных для национальных экономик решений. Решений, от которых зависит чистота всей атмосферы, всех грунтовых вод и мирового океана. И еще: как можно ожидать дорогостоящих эффективных мер по сохранению климата от стран и народов, которые до сих пор не оправились от колониального гнета?
Исходя из этого, Беларусь призывает всех, кто обязан взять на себя бремя исторической ответственности: первое — вносить соразмерный вклад в решение вопросов климатической безопасности за все столетия бездумного отношения к природе; во-вторых, усилить поддержку развивающихся стран и государств с переходной экономикой; третье — перестать высказывать «озабоченности» и начать действовать во имя сохранения жизни на Земле.
Наверное, в очередной раз мы здесь собрались и в очередной раз выскажем свою озабоченность, к сожалению. Через неделю все забудут. У нас нет морального права жить только для себя. Мы должны заглядывать за горизонт, уважать законы природы и создавать основу для продолжения человеческого рода здесь и сейчас. На нашей планете. Другого дома у нас нет и не будет.
И в заключение. Все ораторы, особенно ораторы из ораторов, которые выступали здесь первыми, озаботились: а где взять деньги? Да бросьте вы. Сидящий здесь даже журналист вам скажет, где взять деньги. Чтобы ответить на этот вопрос, надо заглянуть в недавнюю историю. Пример. Чтобы уничтожить Ирак и Афганистан и привнести в эти страны «благо» для народов, истрачено, по оценкам, от полутора до двух триллионов долларов. Ирак и Афганистан обошелся агрессору около двух триллионов долларов. А посчитайте, сколько денег ушло на то, чтобы защитить эти страны? А сколько людей погибло? Это в долларах не оценишь. Сегодня идет война в Украине. Это уже не полтора-два триллиона долларов. Это уже обойдется в пять триллионов долларов, если удастся договориться в ближайшее время о мире.
Почему сегодня нет мира в этой части планеты? Потому что те ораторы, которые выступали в первых рядах, говорят и о мире, говорят о том, чтобы планета была чистой, озаботились о внуках, а в то же время развязали и ведут самую страшную войну на планете.
А на Ближнем Востоке во сколько обойдется бойня? А если вспыхнет в Тихом океане? Это триллионы, триллионы долларов. Так давайте их направим на чистоту планеты. И не надо будет искать, как у нас говорят, «па завуголлі» эти деньги.
Мы здесь собрались для того, чтобы очередной раз высказать озабоченность. А те, кто здесь выступали в первых рядах, «озаботившиеся за внуков», они ведь ведут эти войны. А войны — это страшное загрязнение планеты. Давайте это остановим. Поэтому самое главное — нам надо научиться говорить меньше слов, а больше делать.
Я понимаю: если мы примем какую-то декларацию или меморандум, как у нас всегда бывает, мы вряд ли чего-то добьемся. Как здесь говорили, опять же, в начале выступающие, 80% грязи на планете это от 20 ведущих государств. Давайте в свою декларацию, господин председатель, запишем не озабоченность, а потребуем от них сократить хотя бы наполовину выбросы в атмосферу. Мы этого не сделаем. Так чего собрались? Вот они деньги, живые деньги. 10 триллионов долларов, которые мы можем, прекратив войны, направить на очищение нашей планеты.
И давайте действовать. Не начнем действовать — природа заставит нас жить по ее законам.
Благодарю вас.»
На полях саммита Глава государства также ответил на вопросы представителей зарубежных СМИ.
Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что для решения климатических проблем необходимо прекратить все войны и конфликты на планете.
«Все ищут источники финансирования для сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу. Так это легко найти. Надо прежде всего прекратить войны, конфликты на планете и все, что этому сопутствует. И мы найдем около 5 триллионов долларов (это в пять раз больше, чем мы сегодня пытаемся найти для того, чтобы сократить выбросы)», — сказал Александр Лукашенко.
Глава государства отметил, что Беларусь по Парижскому соглашению в полной мере выполняет взятые на себя обязательства и даже перевыполняет их.
«Если все так будут работать, не надо будут саммиты», — добавил Президент.
Представители зарубежной прессы поинтересовались у Главы государства его позицией касательно конфликта в Украине, заметив, что Владимир Зеленский не прибыл на саммит.
«Украину пригласили. Владимир Зеленский должен был быть здесь. Может, не доехал еще. Форум еще не закончился, приедет», — ответил Александр Лукашенко.
Говоря о перспективах установления мира в Украине, белорусский лидер обратился к выступлению бразильского коллеги (Лула да Силва указал, что $2 трлн, потраченные на оружие в прошлом году, должны были пойти на борьбу с голодом и изменением климата, а не на войны).
«Если все ведущие державы мира, главные игроки, которые заинтересованы в прекращении войны в Украине, будут думать как Бразилия, войны не будет», — убежден Александр Лукашенко.
Во время интервью Президента представителям различных зарубежных СМИ также было затронуто сотрудничество Беларуси с Африкой (Глава государства назвал это новым трендом для республики), вопросы производства углеводородов и ближневосточный кризис.