Все грани обновления. Подробности реконструкции моста через реку Припять

421

Предыстория стройки типична: состояние моста, построенного еще в 1958 году, с каждым годом вызывало все больше опасений. Шестьдесят лет эксплуатации не прошли бесследно.

Массивные бетонные опоры разрушались внутри, а арматуру «поедала» коррозия. При таких симптомах диагноз не вызывал сомнений: без «операции», то есть без ремонта, здесь не обойтись. Мосту необходимо дать вторую жизнь – общее заключение.

За работу взялись настоящие профессионалы своего дела – мостостроители. На момент нашего визита процесс шел полным ходом. Первый этап – снятие дорожного покрытия – уже позади. Сейчас наступило время разборки пролетных строений. В частности, разбиваются швы, обрезается арматура, демонтируются балки. В строении моста это железобетонные конструкции длиною 33 метра и весом чуть больше 50 тонн одна балка. А в каждом пролете таких по семь штук. Поэтому основная работа еще впереди.

Поднявшись на мост, первым делом ощущаешь на себе все прелести работы на свежем воздухе в зимнее время. Сильный ветер и мелкий снег заставляли кутать шею, прятать руки и гнали в теплое место. Сразу подумалось: как в такую погоду работать? Ответ нашли у старшего прораба «Мостостроительного управления № 4» филиала ОАО «Мостострой» Алексея Валевича, который с улыбкой на лице встретил меня. «У мостостроителей нет плохой погоды. Мы работаем в любое время года и суток», – сказал Алексей.

– А в чем особенность мозырского моста?

– Во-первых, он один из самых длинных в Беларуси. Его длина составляет почти один километр, и был он построен еще в 1958 году. Во-вторых, он комбинированный. Здесь есть как неразрезные металлические пролетные строения в виде фермы, так и разрезные балочные пролетные строения. Генподрядчик на этом сооружении – ОАО «Мостострой» в лице гомельского филиала мостостроительного управления № 4. Ремонтные работы на мосту ведем совместно с брестским мостоотрядом № 58. Гомельские мостостроители заняли большую часть моста со стороны Калинковичей, а наши брестские коллеги работают со стороны Мозыря.

Дело техники

– Какие этапы включает реконструкция моста?

– Сейчас ведутся подготовительные работы подрядчиком ДСУ-10. Они нам готовят рабочие и технологические площадки, чтобы мы имели возможность разместить на них тяжелую специализированную технику для дальнейшего демонтажа балок пролетных строений моста.

Реконструкция моста включает два этапа. У нас сейчас есть на руках вся исполнительная документация, которая касается первого этапа. Он включает в себя подготовительные работы с учетом вырубки и переноса всех коммуникаций, устройство технологических и рабочих площадок, а также двух небольших металлических мостов способом надвижки над рекой. Они предназначены для работы техники, которая будет подпирать металлические пролетные строения моста для его разборки. Помимо этого, на первом этапе будет осуществлена практически полная разборка моста. Сюда включены демонтаж пролетных балочных строений, металлической фермы над русловым пролетом и будут разбираться на определенную отметку все существующие опоры моста. Затем возле этих опор нужно забить шпунтовое ограждение и сваи, чтобы расширить и усилить фундамент.

– С подобными проектами уже сталкивались?

– Если провести аналогию, что реконструкция моста в Мозыре чем-то похожа на реконструкцию моста в Рогачеве. Проекты этих двух сооружений в некоторой степени схожи. Поэтому положительный опыт у нас уже есть. По своей сложности реконструкция моста в Мозыре уступает лишь своему собрату в Житковичах.

– А какая эксклюзивная техника будет использована?

– Сперва отмечу, что весь процесс разборки моста будет производиться механизированным способом с помощью специализированной техники и без каких-либо подрывных работ. Что касается техники, то для демонтажа балочного пролетного строения будет применен тяжелый кран, у которого одна «гусянка» весит порядка 25 тонн. Также планируется доставка на объект крана КШМ (мобильный консольно-шлюзовой), который также применяется для демонтажа балок длиной более 40 метров и весом до 100 тонн. Скажу, что аналогов его в Беларуси, кроме нашей организации, нет.

– Старым балкам моста найдется применение?

– Безусловно. Все пролеты у моста идентичные, длиной 33 метра, не считая металлического пролетного строения. И в каждом сечении по семь балок. Одна балка весит чуть больше 50 тонн. Все демонтированные балки будут складированы на специальную технологическую площадку, а затем вывезены для дальнейшей переработки. В частности, будет производиться дробление, отделение арматурного скелета и переработка самих балок в мелкую фракцию (щебень), которая будет использована для устройства всех технологических площадок на подстилающий слой.

Проход запрещен!

– Насколько видоизменится мост?

– Что касается старого моста, скажу, что у него был габарит Г-7, который сегодня не соответствует третьей категории дороги. Поэтому у нового моста габарит будет Г-10. Это значит, что расстояние от одного колесоотбойного бруса до другого будет 10 метров, из них две полосы движения для транспорта составят по 3,5 метра. Претерпят изменения и старые опоры моста. Способом алмазной канатной резки на определенную отметку они будут демонтированы, после чего их будут уширять для прочности и надежности.

– Расскажите, каким образом будет демонтирована металлическая конструкция моста?

– Разборка металлической фермы, которая установлена по центру моста, будет производиться после того, как будут оборудованы два металлических строительных моста. Системой специальных башен и распорок будет подперто металлическое пролетное строение, и большими кранами ферма будет разбираться по элементам. Правда, этот процесс планируется произвести где-то в летний период.

– Что на сегодня сделано на мосту?

– На опоре № 22 со стороны брестского мостоотряда ведется отсыпка рабочей площадки и силами мостоотряда № 58 идет погружение шпунтового ограждения. Аналогичная работа ведется и на противоположной стороне моста. Параллельно идет подготовительная работа для разбора балок. В частности, сперва был снят слой асфальта на мостовом полотне, сейчас идет разборка защитных бетонных слоев для того, чтобы оголить балки, тем самым уменьшить их вес для последующего демонтажа. На сегодняшний момент уже демонтированы пять балок пролетного строения со стороны Мозыря и шесть элементов – с противоположной стороны моста.

– Когда мост полностью разберут, каким способом в случае необходимости будете передвигаться через реку?

– Поэтому два филиала здесь и работают, чтобы не зависеть друг от друга. На особый случай у ОАО «Мостострой» есть свой катер, на котором можно будет передвигаться по воде.

– Что еще хотели сказать мозырянам?

– Хотел бы обратить их внимание на то, что во время строительных работ проход по мосту и возле него категорически запрещен. Это опасно для жизни! Территория огорожена, везде размещены сигнальные знаки с указанием, что проход и проезд запрещены. Поэтому соблюдайте правила безопасности и не мешайте строителям. Ведь мы работаем для вас.

К слову, сдать мост в эксплуатацию планируется спустя два года. Пожелаем удачи мостостроителям!

Сергей БОРОВИК.
Фото автора.

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: