Беседуя по телефону с родными, друзьями, заряжаемся добрыми эмоциями. И абсолютно противоположные чувства вызывают у нас звонки телефонных «агрессоров».
Все периодически сталкивались со спамом. Спам – это нежелательные сообщения в любой форме, которые отправляются в большом количестве, например, по электронной почте, через СМС, социальные медиа или голосовую почту. Никакой пользы, а точнее, больше вреда приносят и спам-звонки, на которые абоненты не давали согласия. Их могут совершать мошенники, ведь они только и мечтают о том, как украсть ваши деньги или заполучить конфиденциальные данные. Тревожить людей могут роботы, которые запросто воспроизводят заранее записанные фразы, рекламируя товары и услуги. И, наконец, операторы, сотрудники различных коммерческих организаций, компаний, колл-центров также навязчиво предлагают людям товары и услуги.
…На днях пронзительно зазвонил мой телефон. Отвечаю, и слышу на том конце провода настойчивый женский голос. Мол, здравствуйте, приглашаем вас на презентацию товаров, которые помогут вам стать здоровыми, обрести душевную гармонию, вести здоровый образ жизни, никогда не болеть и что-то в этом роде. Ну как удержаться от таких перспектив? Сразу даже подумал, что со мной не настоящая девушка разговаривает (или читает заготовленный текст?), а робот или «искусственный интеллект» – так методично и убедительно звучала ее речь. Потом сумел ответить, что занят, прийти не смогу. Но девушка тут же сообразила: «Всем некогда, а о здоровье надо думать прямо сейчас! Тем более что в подарок вам мы приготовили смарт-часы». Дальше что-то продолжила тараторить. В итоге положил трубку.
В п. 1 ст. 12 Закона Республики Беларусь «О рекламе» сказано: «Размещение (распространение) рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты допускается только при наличии согласия абонента или адресата на получение рекламы». Но я-то своего согласия на общение по телефону не давал.
Откуда у представителей компаний, занимающихся телефонной «бомбардировкой», номера мобильных абонентов? Из каких источников спамеры выуживают их? Возможно, из украденных баз данных, с помощью вредоносных программ, социальных сетей, «штудируя» доски объявлений. И далее сотрудники начинают действовать нахрапом, надеясь на безграмотность абонентов.
Считаю, что с телефонными «звонарями» можно и нужно бороться. Самое простое – добавить номер телефона, с которого поступает беспокоящий звонок, в черный список. Эта мера оказывается довольно эффективной. Однако компании, занимающиеся поиском потенциальных «жертв»-клиентов, часто меняют номера, поэтому и тут нужно держать ухо востро. Будет нелишним начать беседу с позвонившим вам сотрудником с вопроса о том, кто ему дал номер вашего телефона. Поинтересуйтесь у вашего навязчивого собеседника, какую организацию он представляет, попросите назвать фамилию и должность. Скорее всего, это его «отрезвит». Желательно потребовать больше вас не беспокоить и исключить номер вашего телефона из всех источников, по которым ведется обзвон. Даже если ваш контакт выбран случайным набором цифр, правда на вашей стороне. Согласия участвовать в этом «шоу» вы не давали. И попросите своих друзей и знакомых никогда не делиться с посторонними людьми личной информацией о вас.