Жыцце Палесся

Экологическое образование с детского сада. Первые «зеленые» плоды дошкольного лесничества в Мозыре

 Дошкольное лесничество – новая эффективная форма воспитания детей. В этом убеждены преподаватели и студенты мозырского вуза.

Совместная работа студентов технолого-биологического факультета и дошкольников уже дала правильные «зеленые» плоды: дети высаживают деревья, заботятся о них и бережно относятся к экологии.

Как подчеркивает преподаватель кафедры биологии и химии Мозырского государственного педагогического университета им. И. П. Шамякина, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Владимир Копытков, экологическое образование начинается с детского сада.

«Школьные и дошкольные лесничества как форма организации общественно полезного труда учащихся на протяжении всего воспитательного процесса помогает сформировать у подрастающего поколения трудовые умения и навыки по охране, использованию и воспроизводству природных ресурсов, а в целом – воспитать патриотизм, любовь к своей стране, ее природе», – говорит Владимир Васильевич.

Заинтересованные результатом, на практических занятиях студенты технолого-биологического факультета подготовили инструкцию по правилам поведения в лесу. Под руководством старосты группы Юлии Кузьмич ребята разработали анкету для участников дошкольного лесничества. С этими материалами они отправились в ГУО «Детский сад № 17 г. Мозыря», где раздали юным лесоводам красочные инструкции и провели анкетирование. По итогам опроса удалось узнать, по каким причинам дети захотели вступить в дошкольное лесничество. Результаты показали, что у большинства ребят это был сознательный выбор, поскольку их родители и родственники работали в лесохозяйственной отрасли. Также выяснилось, что юные лесоводы хотели бы в будущем поступить на профильный технолого-биологический факультет Мозырского педуниверситета.

От слов – к делу

Встречи будущих педагогов с дошколятами не ограничились разговорами – нашлось время и на добрые «зеленые дела».

Так, в октябре прошлого года студенты Юлия Кузьмич, Ксения Марчук и Иван Федькив совместно с юными лесоводами посадили туи на территории детского сада. Причем дети приняли в процессе самое активное участие и клятвенно пообещали студентам и своему воспитателю заботиться и ухаживать за растениями.

Профессор Владимир Копытков поясняет: «Детский сад № 17 работает в этом направлении уже около года в соответствии с положением о дошкольном лесничестве «Мураши». Наша общая цель – воспитать у подрастающего поколения бережное и рациональное отношение к природе». И это не просто слова: юные лесоводы уже посетили «Музей леса», расположенный в Мозырском опытном лесхозе, где директор предприятия Олеся Силич подробно рассказала, как устроена работа внутри такого большого лесхоза, и продемонстрировала ребятам специальную пожарную технику. Как отметила Олеся Игоревна, только через наглядный пример и открытый диалог можно воспитать у ребенка бережное отношение к природе и привить правила пожарной безопасности.

Побывали на экскурсии в лесопарке «Молодежный», где узнали, с чего начинается лес и как устроена его экосистема. Также совместно с родителями воспитанники детского сада № 17 изготовили скворечники для птиц. А когда скворцы по­явились на деревьях, ребята дружным хором зазывали их в уютные «квартирки».

Важны ориентиры семьи

Владимир Копытков обращает внимание, что подходы к экологическому воспитанию детей используются разные: разработаны маршруты выходного дня, картотеки дидактических игр, лепбуки – интерактивные папки с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

«Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда подрастающее поколение будет располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, – говорит Владимир Васильевич. – Когда мальчики и девочки овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать за изменениями в природе и ценить ее красоту. На этой основе и формируется любовь к родному краю и Родине».

Еще один оказывающий большое влияние на детей фактор – экологические ориентиры внутри семьи.

На это обращает внимание и Владимир Васильевич: «Мы убедились, что на отношение ребенка к окружающему миру влияют индивидуальные особенности, профессия и образование родителей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки. Если родители ходят с детьми на экскурсии, в походы, на прогулки, смотрят телепередачи, читают книги, ухаживают за домашними питомцами, то ребенок воспримет такое отношение к миру как норму и будет стараться подражать. Поэтому мы призываем взрослых: будьте примером своим детям, прививайте «зеленые» привычки».

В планах – важную и нужную работу по экологическому образованию подрастающего поколения продолжать. Уже в этом году студенты технолого-биологического факультета при поддержке и участии администрации Мозырского опытного лесхоза совместно с дошкольным лесничеством детского сада № 17 создадут аллею «Волшебные деревья». Аналогичную работу студенты планируют провести и в других дошкольных учреждениях образования Мозырщины. Они верят: если каждый юный лесовод, участник «зеленой» акции, посадит дерево, будет ухаживать за ним, наблюдать, как оно растет и меняется, то через годы вырастет сад добрых поступков. Это живое напоминание о «зеленых» делах станет поводом для радости и гордости, и можно будет наглядно показать, что правильные поступки прорастают и украшают этот мир.

Наталья КОНДРУСЕВИЧ.

Exit mobile version