Вплоть до Великой Отечественной войны основная городская жизнь мозырян проходила на пространстве вдоль Припяти. Здесь же было расположено и большинство религиозных сооружений, уместившихся на условном пространстве в пять километров по прямой между двумя автомобильными мостами. Попробуем совершить виртуальное путешествие по этим местам.

Православные корни
Итак, издание «Приходские церкви и монастыри Мозырского уезда. Историко-статистическое описание минской епархии, составленное ректором минской духовной семинарии Архимандритом Николаем, 1864 г.» сообщает, что в «г. Мозыре было прежде два православные монастыря: мужской Петропавловский Ясногорский и женский Параскевинский».
«Начало Мозырского Ясногорского Петропавловского мужеского монастыря неизвестно. В 1401 г. Феодор Колодка, воин, дал мозырским монахам 100 пенязей с тем, чтобы была построена Петропавловская церковь под горою. Во время войн казацких с поляками монастырь сей был разорен. Землею его завладели Суховицкие базилиане».
Можем предполагать, что находился он в районе Замковой горы. Добавим, что история католического ордена базилиан в Беларуси закончилась практически с разделами Речи Посполитой.
«Бывший Мозырский женский Параскевинский монастырь находился в г. Мозыре, где ныне приходская Параскевинская церковь» (сейчас площадь Примостовая – прим. авт.). Сведений о нем очень мало. Церковь Параскевы Пятницы (Параскевинская, Пятницкая), согласно различным источникам, построена в 1700 г. прихожанами. В 1919 г. церковь «вознеслась» – так в православной и народной традиции говорили о погибших в пожаре церквях.
Забегая немного вперед, сюда же отнесем церковь, указанную как «Мозырская Михайловская, 2-го класса, соборная деревянная церковь, построенная в 1830 г. за счет казны», – сегодня это уже улица митрополита Филарета. «К ней принадлежат: каменный побернардинский костел, поступивший в ведомство причта сей церкви 1841 г.; мозырская Лазаревская кладбищенская, на горе Жучка, церковь деревянная, построенная прихожанами (район улицы Пушкина – прим. авт.); мозырская Николаевская деревянная церковь, построенная в 1837 г. прихожанами (была снесена в годы советской власти, восстановлена на месте бывшего ДОСААФ на ул. Советской – прим авт.)».
Католическое разнообразие
По улице Спасской (ныне улица Дзержинского) поднимемся на Ксендзовку, она же – улица Фрунзе.
«В 1616 г. мозырский староста Бальтазар Стравинский основал в Мозыре костел в честь Успения Матери Божьей. Делал он это по указу короля и великого князя Сигизмунда IV. Костел этот являлся фарным, то есть не принадлежащий монашеским орденам. В 1757 г. деревянный храм сгорел. Вскоре его восстановили «с соснового брусового дерева на каменном фундаменте в виде креста… с куполом». Это было творение в стиле классицизма. В 1934 г. этот деревянный храм сгорел в результате попадания в него молнии. Теперь на его фундаментах располагается здание военкомата».
Дальше наш путь лежит по улице Митрополита Филарета, где находится православный Кафедральный собор во имя Архистратига Михаила. Изначально это был бернардинский костел, построенный в стиле позднего барокко. Его история начинается в 1645 г., когда отставной полковник Стефан Лозко пригласил в Мозырь монахов-бернардинцев, построив для них деревянный монастырь на подаренной под монастырские нужды земле. В качестве исторической справки отметим, что на территорию современной Беларуси бернардинцы прибыли из Польши, их главными целями были миссионерская работа среди православного населения и пастырская деятельность.
Здание сильно пострадало во время бурных событий XVII века, но в 1745 г. началось строительство уже каменного монастыря бернардинцев – это был целый монастырский комплекс. В XIX веке монастырь был закрыт, в 1864 г. его передали православной церкви. Был сделан ремонт, и храм освятили в честь святого Архистратига Божия Михаила.
Наши цистерцианцы
Проехав несколько остановок на автобусе № 9, мы прибудем на тихую улицу Гоголя, где расположились обители цистерцианцев (остановки «Долина ангелов» и «Костел»). Монахи-цистерцианцы появились в Мозыре примерно в 1710-е гг. Всего в городе было два цистерцианских монастыря: женский и мужской.
Орден цистерцианцев был основан в противовес разрастающимся и обогащающимся монастырям. Для цистерцианских церквей характерно почти полное отсутствие драгоценной утвари, живописи, роскошных интерьеров. Для цистерцианцев служение Богу было неразрывно связано с молитвой и тяжелым физическим трудом. Для своих поселений монахи выбирали необжитые места, поэтому применение физической силы было постоянным. Монахам запрещали привлекать к этому труду посторонних людей. Все должно было быть сделано собственными силами.
История женского монастыря началась со строительства деревянного костела. Инициативу проявили король Август II и приор мужского монастыря Бенедикт Рожанский. Монахини были переведены в Мозырь из обители в Вильне. Казимир Сапега пожертвовал цистерцианкам 30 тыс. злотых, в 1743–1745 гг. на эти средства был построен каменный костел Святого Михаила Архангела – шедевр в стиле белорусского барокко. При монастыре действовала школа для девочек. Монастырь просуществовал до 1888 г., когда был передан православному ведомству, а костел переоснастили в церковь Святой Троицы. В годы советской власти бывший монастырь успел побывать хранилищем, интернатом, спортбазой, а последнее его назначение – музыкальная школа. В 1990 году эту церковь вернули верующим католикам.
Средства на строительство мужской обители цистерцианцев пожертвовал в 1711 г. новогрудский каштелян Антоний Аскерка. Каменный костел и жилой корпус монастыря были построены приблизительно в 1745 г. Закрыт монастырь был в 1864 г., его переоснастили под православную церковь, которая действовала до 20-х гг. XX в.
Орден святой Марии
Женский католический монастырь мариавиток был основан в Мозыре в 1750 г. и имел в свое время такую же славу, как и местный бернардинский.
Сложно назвать цель их миссии в Мозыре, но в Речи Посполитой эта конгрегация отвечала за женское образование и обращение евреек в христианство. В школах при монастырях девочек обучали грамоте, языкам, а также ремеслам, рукоделию. Неимущим неофиткам помогали с приданым, давали работу при монастыре.
Впрочем, исторические источники утверждают, что «пристанище мариавиток не отражено на планах города 1769, 1825, 1847 гг. Собственного здания костела у него не было, и обитательницы ходили в соседний бернардинский костел. Если судить по инвентарю монастыря за 1818 г., то кажется, что уже в это время он был в заброшенном и полуразрушенном состоянии».
Долгое время монастырские строения цистерцианцев и мариавиток занимала до революции спичечная фабрика «Маланка», а затем вплоть до начала нынешнего века городская мебельная фабрика.
В книге 1905 года издания «Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т. 9: Верхнее Поднепровье и Белоруссия: [Смоленская, Могилевская, Витебская и Минская губернии]» можно прочитать такой вывод: «Вообще ни унии, ни католицизму в Мозыре не везло, несмотря на все старания ксендзов. Старания эти выразились в том, что несколько раз утверждались монашеские ордена в Мозыре и строились костелы, – но миссии их не были удачны».
Необходимые штрихи
Первое упоминание о евреях Мозыря относится ко 2-й четверти XVII века. Естественно, должны были появиться и культовые сооружения для духовного окормления этого народа. В 1856 г. в Мозыре действовали 3 синагоги. В 1910 г. в Мозыре существовали уже 8 синагог (по другим данным – одна синагога и 10 молельных домов). Интересно, где они располагались?
В разрозненных источниках читаем, что одна синагога находилась на улице Кимборовка (улица Гоголя) – после Великой Отечественной войны она была в полуразрушенном состоянии и затем, похоже, исчезла. Также было здание синагоги в доме на ул. Прорезной, занятом под квартиры Горжилуправлением. Второе здание, находящееся в 100 метрах, отвели под склад муки городской хлебопекарни. Сегодня улицы (по другим источникам – переулка) Прорезной нет на карте города, но находилась она в 1-м районе, затем, видимо, была застроена или стала частью другой улицы. Так что, предположительно, эти религиозные учреждения находились в районе улицы Ромашов Ров, ныне – Саета.
…Сегодня в Мозыре действует несколько протестантских общин. Но это уже другая тема.
Дмитрий КУЛИК.