Демагог-манипулятор из рассказа Василия Шукшина «Срезал» – наглядный пример так называемой «социальной демагогии». Есть такие персонажи и в мозырских садовых товариществах.
Шукшинский персонаж был знаменит в деревне благодаря одной особенности: умением щелкнуть по носу, то есть «срезать», какого-нибудь выскочку – обычно это был земляк, который уехал в город и там выбился в люди. «Не задирайся выше ватерлинии! Скромней, дорогие товарищи», – так он сам объясняет свой принцип. При этом очевидно, что знания Капустин нахватал по верхам, никакой системы в них нет; он путает понятия и не следит за логикой, просто старается покрасоваться перед зрителями и показать свое превосходство, действуя напористо и в ответ на одно слово говорит пять. Когда же Глеб чувствует свою слабость, то прибегает к последнему средству – хамству.
Повод вспомнить культового героя шукшинских рассказов появился у нас в ходе одной из прямых линий, когда абсолютно не по теме позвонила женщина и почти умоляюще просила помочь ее садовому товариществу (СТ) найти председателя правления, «иначе останемся без электричества и воды». В ходе беседы узнали, что председатель был вполне даже хозяйственный, но вот не нашел общий язык с отдельными садоводами-огородниками. На тематическом форуме прочитали историю, как в одном из районов измученный председатель СТ пришел в один из кабинетов местного исполкома, выложил на стол всю документацию и, не дав опомниться, выскочил за дверь.
Общение с руководителями товариществ позволяет сделать вывод, что свой Глеб Капустин – персональный или коллективный – есть в каждом СТ. А любимое занятие – демонстрировать свою якобы активную гражданскую позицию, демагогически (мол, не для себя, а за народ болею) оппонируя правлению. «Назначили молодую девушку бухгалтером правления СТ, – рассказывает один из председателей. – Тут же подошел местный «оппозиционер» и заявил ей, что она здесь никто и звать ее никак. Так сказать, пожелал успехов в работе. А уж хамские заявления в духе «Ты мой раб, и за ту зарплату, что я тебе плачу, должен тут землю грызть!» – это чуть ли не обычная практика. Кто бы объяснил гражданину садоводу, что из хама не сделаешь пана».
При этом сами глебы капустины, как правило, ничего конструктивного не предлагают, и от предложений возглавить СТ, коль скоро они обладают глубокими познаниями в деле ведения хозяйства СТ, отказываются. Ну да, безответственно болтать – это ж не мешки ворочать, то есть решать вопросы с поливом, дорогами, электричеством…
Кстати, насчет решения этих актуальных вопросов для каждого огородника: плохо это или хорошо, но фактом остается то, что на нашем постсоветском пространстве большое значение имеют личные контакты. Они позволяют решать неразрешимые вопросы, помноженные на умение договариваться просто по-человечески, ведь нередко приходится председателям обращаться за помощью в структуры, которые, по большому счету, не обязаны проникаться проблемами СТ. Интересно, насколько эффективно это получилось бы у местных глебов капустиных?
Анализ обращений граждан в соцсетях подводит к неприятному выводу: сегодня безопаснее критиковать местные власти, чем сделать замечание соседу. Потому что власти реагируют цивилизованно, а вот соседи нередко неадекватно – от банальных оскорблений до попыток физического воздействия и порчи чужого имущества. Пафосные глебы капустины тут неоригинальны: борцы за справедливость в упор не видят, кто это свой громоздкий мебельный гарнитур на контейнерную площадку для мусора перетаскал, но при этом до копейки достоверно знают, сколько председатель «положил себе в карман», продав старые водопроводные трубы по цене металлолома. Так что подлинной заботой о порядке в СТ эти герои себя не обременяют – на этом лайков в соцсетях не насобираешь.
Кстати, сам Василий Шукшин отмечает, что мужики, хотя и восхищаются им, но при этом его не любят. Это так, к сведению местных глебов капустиных.