Гибель в авиакатастрофе Президента Исламской Республики Ирана Эбрахима Раиси вызвала много вопросов. Трагедия также стала поводом для радости у руководства недружественных стран.
Заявления западных СМИ оказались сдержанными: в основном авторы вспоминают карьеру Раиси и делают осторожные оценки дальнейших политических событий в Иране. Financial Times утверждает, что гибель президента стала «шокирующим ударом» для верховного лидера Исламской Республики аятоллы Али Хаменеи. The New York Times отметило, что воздушная катастрофа произошла в деликатный для международных отношений момент: всего за несколько дней до этого чиновники США и Ирана провели важные переговоры по Ближнему Востоку.
Большинство изданий, которые пишут про гибель Раиси, вспоминают его недобрую славу, которую он получил в процессах против политзаключенных в 1988 году. Тогда будущему Президенту Ирана было 28 лет, и он был заместителем прокурора Тегерана.
Наиболее живую реакцию гибель Раиси вызвала в иранских оппозиционных СМИ, которые действуют из различных стран Запада. Iran International объявил, что иранцы «празднуют крушение вертолета» и «начали запускать фейерверки еще до того, как слухи о гибели президента были подтверждены». Но больше всех позлорадствовали над гибелью Президента Ирана в США. Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил о «выигрыше» народа Ирана от гибели Раиси.
А вот в Беларуси, как и в России, с глубокой скорбью восприняли это известие. Президент нашей страны Александр Лукашенко одним из первых направил соболезнование Верховному лидеру Исламской Республики Иран Али Хаменеи в связи с трагедией. Ведь в последнее время отношения между нашими государствами стали развиваться динамичнее. Все мы помним, как прошлой весной Александр Лукашенко посетил Тегеран с официальным визитом.
«Я навсегда сохраню самые теплые воспоминания о встречах и разговорах с господином Президентом, который был настоящим другом Беларуси и много заботился о развитии белорусско-иранского сотрудничества. Его имя навсегда внесено в летопись отношений наших стран», – сказал белорусский лидер.
Эта трагедия должна еще больше сплотить народы Ирана и Беларуси, дружбе и теплым отношениям которых никто не сможет помешать. Поэтому есть все предпосылки того, что эта катастрофа не повлияет ни на конструкцию режима, ни на страну в целом. Хотя для народа Ирана это будет серьезной проверкой на прочность.