Жыцце Палесся

Чуть помедленнее! Электросамокаты в Мозыре – радость или головная боль?

На улицах Мозыря все чаще стали встречаться люди на электросамокатах. Вот только для них это радость, а для водителей и пешеходов — головная боль. Узнали мнение мастера автошколы ДОСААФ, инспектора ГАИ и владельца персонального средства мобильности.

Со скоростью не шутят

Сегодня встать на самокат может любой. Особенно если ты живешь в большом городе, где уже присутствует кикшеринг. Для тех, кто не знает, кикшеринг – это краткосрочная аренда электросамокатов. В Мозырь этот сервис под маркой YES пришел весной 2022 года. И тогда первые самокаты пользовались большим спросом у местной молодежи.

Для того чтобы прокатиться с ветерком, нужно скачать мобильное приложение, зарегистрироваться, привязать банковскую карточку и включить процедуру геолокации. Приложение подскажет, где поблизости находится свободный электросамокат. Затем вы сканируете QR-код на руле и отправляетесь в путь. К слову, стоимость проката около 20 копеек за минуту. Многие, встав на самокат, начинают наслаждаться поездкой, напрочь забывают об элементарных Правилах дорожного движения и допускают нелепые ошибки. Особенно это касается пересечения проезжей части дороги.

Ездят на средствах персональной мобильности (СПМ) в основном подростки и молодые люди. Но вот какая интересная штука с ними получается. Кикшеринговые компании, которые и дают электросамокаты в аренду, активнее всех указывают на то, что их использование должно соответствовать и Правилам дорожного движения, и нормам поведения на дорогах и тротуарах. Сотрудники Госавтоинспекции, а также взрослые в свою очередь высказываются в том же ключе. Но всегда найдется кто-то, кто идет против правил. В итоге он попадает в центр внимания и нередко в печальную статистику ДТП.

За 4 месяца этого года в республике увеличилось количество ДТП с участием лиц, передвигающихся на СПМ – в 8 раз по сравнению с прошлым годом. Также участились случаи использования арендных самокатов несовершеннолетними и факты их использования несколькими людьми одновременно. И вот тут встает актуальный вопрос: что необходимо сделать, чтобы поездки на электросамокатах приносили только радость?

«Люди думают, что снижать скорость нужно только тогда, когда машина рядом. А если им кажется, что пусто, то можно этого и не делать. И что происходит: самокатчик машину не заметил, неправильно оценил дорожную обстановку и, не снижая скорости, выехал на переход. А тут появился автомобиль, который не успел ему уступить. Вот вам и дорожно-транспортное происшествие», – говорит мастер автошколы ДОСААФ Александр Процко.

Правила – для всех

В правилах четко прописано, что пересекать проезжую часть дороги на СПМ нужно со скоростью идущего шагом пешехода, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен. Кстати, такое ДТП имело место в текущем году и в Мозыре. Благо подросток отделался лишь испугом.

Ездить медленно тоже нужно уметь, многим это дается куда сложнее. И замедляться нужно заранее, а не в последний момент. Тут совет один: прежде чем выехать в город, потренируйтесь в безопасном месте, где вам никто и ничто не угрожает. Ведь транспортным средством, к которым и относятся электросамокаты, необходимо уметь управлять.

Компании по предоставлению в аренду самокатов придерживаются стратегии нулевой терпимости к нарушениям ПДД. Кикшеринг навсегда блокирует аккаунты пользователей за намеренное нарушение Правил дорожного движения.

Еще чем грешат водители СПМ, так это ездой по проезжей части, ездой вдвоем на одном самокате. Эти нарушения уже набили оскомину, но самокатчики почему-то их регулярно повторяют. Кроме того, происходят неприятные моменты со средствами персональной мобильности и на тротуарах, где они сталкиваются с пешеходами. Поэтому специалисты активно обсуждают вопрос безопасного проезда пешеходных зон и перекрестков. В планах определить зоны запрета движения и ограничения скорости СПМ.

«Заметил, что у нас многие водители действуют так: я, дескать, еду как мне удобно, а если передо мной будет велосипедист или самокатчик – тогда приторможу и уступлю. Если подъезжаешь к переходу, то должен остановиться и посмотреть, нет ли людей, которым ты должен уступить: пешеходов, велосипедистов, самокатчиков. Хорошо, если у тебя такой обзор, что ты заранее это видишь. Но во многих случаях подъезжаешь и не видишь вообще ничего. Значит, надо остановиться и посмотреть», – отмечает Александр Процко.

Об основных Правилах дорожного движения для водителей напомнил инспектор ДПС ОГАИ Мозырского РОВД Роман Пашков:

«При повороте налево или направо водитель обязан предоставить преимущество пешеходам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, уступить дорогу велосипедистам (п. 100). При подъезде к нерегулируемым пешеходному переходу и (или) велосипедному переезду водитель должен предоставить преимущество пешеходу и уступить дорогу велосипедисту (п. 116). Преимущество – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения. Преимущество пешеходу считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства (в том числе одну полосу и трамвайные пути попутного направления, одну полосу и разделительную полосу или зону, одну полосу и островок безопасности) (п. 2.51)».

Когда поездка в удовольствие

Узнали мнение владельца электросамоката Юлии Сирош: «Сперва я попробовала кататься на самокате в прокат. Однако это было неудобно и накладно. Поэтому два года назад приобрела себе электросамокат и езжу на нем практически каждый день. Во-первых, это очень удобно, а во-вторых, в разы выгоднее и экологичнее. Зарядки аккумулятора хватает на 40–50 км пробега, в зависимости от режима езды, рельефа местности, веса наездника и температуры воздуха. Еще один плюс электросамоката – компактность и мобильность. На него не нужны водительское удостоверение, техосмотр и постановка на учет.

Но здесь есть один важный момент – знание и соблюдение Правил дорожного движения. На любом транспорте нужно быть внимательным и предельно осторожным. Стараюсь всегда передвигаться по велодорожке, чтобы не создавать неудобств пешеходам. Если мне нужно пересечь проезжую часть, то, подъезжая к пешеходному переходу, всегда снижаю скорость с расчетом, что мне придется остановиться. И только после на зеленый сигнал светофора выезжаю на «зебру» со скоростью идущего шагом пешехода, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен».

Но есть и исключение из правил. Некоторые родители, покупая ребенку электросамокат, не объясняют основные Правила дорожного движения, которые он должен соблюдать. Отсюда потом и происходят дорожно-транспортные происшествия. Хорошо, если бы с самим самокатом в комплекте шла памятка с ПДД. Глядишь, тогда и езда на электросамокатах приносила бы всем только радость. А пока основной посыл для всех самокатчиков и велосипедистов: дайте водителю вас увидеть, снижайте скорость!

Сергей БОРОВИК.

Exit mobile version