Путешествуем по Беларуси. Наш внештатный автор – о своей поездке в город Сула

172

В очередной раз убедились, что путешествия по родной стране – прекрасная альтернатива заграничным поездкам.

В поисках утраченного

Сула встретила нас солнцем и белыми, гонимыми ветром, облаками на голубом небе. Стоянка автомобилей была забита под завязку – люди приехали отдыхать.

Здесь в 50 км от столицы в Столбцовском районе когда-то было поместье Радзивиллов, которое позднее перешло во владения Ленских, потом долгое время провело в запустении, пока современный предприимчивый хозяин не взял дело в свои руки и не начал создавать на этом месте интер­активный парк.

Если заказываете экскурсию заранее, то вас организованно водят по территории. Если приехали наобум, то в каждом тематическом домике есть свой экскурсовод, который по вашей просьбе поможет вам окунуться в круговорот средневековой истории. Сотрудники парка одеты в шляхетские одежды XVII века, разговаривают на белорусском языке.

Посмотреть, послушать, поучаствовать

Наше знакомство с местными достопримечательностями началось с настоящей водяной мельницы, где нам рассказали, как раньше мололи муку. Здесь же нам подарили птичку как символ весны. Дети разрисовали чучело, которое мы взяли с собой в путешествие по парку. Мы узнали, что в давние времена, чтобы побыстрее позвать теплую погоду, хозяйки выпекали изделия в форме птах, которые были символом прихода весны. Кстати, в белорусском народном творчестве фигурки птиц рисовали, вышивали, ткали, украшали ими каравай. Они ассоциировались с мечтой и счастьем. Поделки из них часто изготавливали в виде свистков и дарили малышам. Сейчас говорят: «Не свисти дома – денег не будет». А в XIX веке люди верили, что свист отгоняет злых духов от человека.

Следующей остановкой была гончарня, где нам тоже слепили такую игрушку из глины – веснянку. Чтобы птицы быстрее прилетели, необходимо было уважить богиню весны – Лялю, которая представлялась в образе молодой девушки. Мы принесли ей дары в виде нашей гончарной птички и красной нитки, которая у славян считалась символом жизни. Водили хороводы у костра, а затем сожгли ранее разрисованную бабу – Морену.

Посетили друкарню – типографию. Видели стоянку древнего человека. Разбудили медведя от зимней спячки. С трудом ступали по булыжным мостовым. По желанию можно было покататься на настоящей бричке. Прокатились на драккаре, почувствовав себя настоящими викингами или Садко. Объединившись с другими приезжими и разделившись на две команды, по­играли в «Жарэбчыкаў».

«Преданья старины глубокой…»

Побывали в охранной башне, окруженной рвом, с маленькими окнами и собственным колодцем.

Оказывается, в средневековье при штурме укрепления защитники выливали на врагов кипяток во время атаки на крепость. На мой взгляд, это было жестоко, но для Средневековья – в порядке вещей. Прошли в зал, посвященный Миндовгу и его второй супруге Марте – первым королям Великого Княжества Литовского, объединивших земли вокруг Новогрудка, что позволило белорусам создать свою культуру. Побродив по закоулкам башни и изучив быт охранников, которые находились там постоянно, спали на голых досках, покрытых шкурами животных, тут же обедали, обратились с вопросом к гиду. Она рассказала нам интереснейшую историю о жизни этого великого человека. Поначалу мы слушали ее вдвоем, однако к концу повествования собралась толпа, и мы все сошлись во мнении, что, если бы нам так занимательно и живо преподавали историю в школе, отбоя от желающих ее знать не было бы.

Кушать подано

Наши предки над праздничными блюдами и питьем проводили обряды, наделяли этот обычай магической силой. Считалось, например, что чем больше человек примет еды в масленичную неделю, тем больший урожай у него будет и больший приплод у домашних животных.

Посетили и продегустировали продукцию местной броварни. Нам поднесли настоящую, обжигающую всё внутри и туманящую голову местную 45-градусную самогонку, – старку, попотчевали блинами с икрой. Мы и сами приняли участие в конкурсе по приготовлению блинов. На территории парка есть ресторан и гостевой дом. Можно приезжать с ночевкой. Цены, правда, столичные. Однако создатели парка утверждают, что много средств идет на его развитие.

Тоже наш народ

Произвел впечатление домик, воссоздававший быт еврейской семьи довоенного времени: частная еврейская лавка при входе, а дальше – жилые комнаты с грубкой, деревянной люлькой, старинными часами, швейной машинкой «Zinger» и множеством фотографий евреев, которым удалось совершить побег из гетто и которые впоследствии погибли или на фронте, или в партизанах. И еще памятная доска: гордится местная земля своими известными евреями, уроженцами Беларуси – художниками, скульпторами, архитекторами Леоном Бакстом, Савелием Сориным, Марком Шагалом, Осипом Цадкиным, Леонидом Левиным, Заиром Азгуром, актерами и режиссерами Ханой Ровиной, Эстер-Рохл Каминской, музыкантами, композиторами Германом Яблоковым, Луис Теодором Грюнбергом, писателями, поэтами, драматургами Дэвидом Полонски, Лазарем Лагиным и многими-многими другими.

В настроении

Если воспринять продажу нам под видом настоящего гречишного меда местным жителем возле автобуса продукта, щедро растопленного на водяной бане с добавлением сахара, как науку быть в будущем повнимательней, то поездку в Сулу можно считать удачной. Мы остались довольны нашим путешествием и уставшие, но впечатленные, направились в сторону дома.

Впереди еще много путешествий…

Людмила ЛИПНИЦКАЯ, внештатный автор.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: