В годы Великой Отечественной войны мозыряне проявили настоящий героизм на фронте, в партизанских отрядах и в подполье

157

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В историю борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками Мозырщина вписала свои строки.

Черный день и час

Ушла из жизни ветеран Великой Отечественной войны Фрейда Ароновна Журавлева, которая жила на улице Куйбышева.

Но остались ее воспоминания: «Училась сначала в школе № 8, она находилась в районе старого рынка на площади Горького. А затем построили вторую сталинскую школу, ее и окончила. 19 июня 1941 года сдали последний экзамен. Договорились с одноклассниками, что 22 июня устроим пикник за рекой. Довоенная жизнь была радостная: много друзей у меня и брата, замечательные соседи, веселая квартира – постоянно приходили гости.

Рано утром 22 июня постучали в окно. Брат открыл дверь, мы сквозь сон слышали, что он с кем-то разговаривает, потом быстро собрался и ушел. Мы не придали особого значения этому визиту, его часто вызывали по работе в любое время. Решили, что и сейчас произошло нечто подобное. А это была повестка в военкомат… Нам ничего не сказал, собрался за пять минут и побежал. Я готовила платье к празднованию окончания школы. Прибежала подруга: «Сейчас будет выступать нарком иностранных дел Молотов…». Первая мысль: «Война с Японией, наверно…». В квартире была «тарелка» радио, пришли еще люди. Послушали… Стали плакать… Так начиналась война».

Всё для фронта

Уже на шестой день война подошла к границе Полесской области. Бои на ее территории шли с 28 июня по 3 сентяб­ря 1941 года. Два месяца находился в прифронтовой полосе областной центр Полесья – город Мозырь.

Оперативно была проведена мобилизация в армию. Предприятия города начали работать на оборону. Был сформирован и приступил к действию истребительный батальон из сотрудников органов НКВД по поиску и уничтожению заброшенных диверсантов. Также создавалось народное ополчение: в него шли люди, которые по разным причинам не подлежали призыву в действующую армию – уже в июле 1941 г. в Мозыре было сформировано 7 таких отрядов. Истребительные батальоны и отряды народного ополчения оказывали эффективную помощь частям Красной армии, которые вели бои на подступах к Мозырю. На Мозырщине и в других районах Полесья действовала кавалерийская группа наших войск. На подступах к Мозырю вели жестокие бои 75-я стрелковая дивизия генерала С. И. Недвигина и части Мозырского укрепленного района.

Упорное сопротивление советских войск позволило местным партийным и советским органам Полесской области на протяжении почти двух месяцев использовать все человеческие и материальные ресурсы для укрепления фронта, эвакуации на восток людей, предприятий и колхозно-кооперативного имущества. Экономика области перестраивалась на военный лад. Мозырская артель «Молот» (сегодня – ОАО «Мозырьсельмаш») освоила выпуск корпусов гранат. Все швейные фаб­рики и мастерские перешли на шитье военного обмундирования и амуниции, а хлебозаводы стали выпекать галеты. Все автомастерские Мозыря и районов Полесской области приступили к ремонту фронтовых машин.

В июле 1941 г. началась эвакуация населения и материальных ценностей в восточные районы страны. Фанерные заводы «Красный Октябрь» и «Звезда», мебельная фабрика «Проф­интерн», лесозавод «Пролетарий» были вывезены в Архангельскую, Пензенскую, Орловскую и другие области. Всего из Мозыря и других районов Полесской области было эвакуировано 14 крупных предприятий. Из колхозов эвакуировали 66 % крупного рогатого скота, 77 % овец и 15 % свиней. Была эвакуирована и значительная часть сельскохозяйственной техники.

22 августа 1941 г. Красная армия оставила последний еще не захваченный врагом областной центр Белоруссии – Мозырь. Но мозыряне продолжили борьбу в подполье и партизанских отрядах.

Восстановить имена героев

В январе 2022 года на Замковой горе, где сейчас располагается ГУК «Мозырский объединенный краеведческий музей», была открыта экспозиция, посвященная освобождению Мозыря от немецко-фашистских захватчиков.

Особого внимания заслуживает стенд, посвященный мозырским подпольщикам. История подполья в Мозыре до сих пор не открыла всех своих тайн, долгое время историки задавались вопросом «А было ли в Мозыре подполье?».

Подпольной работой в оккупированном городе занимались не только специально подготовленные люди органами НКВД, но и десятки патриотов всех возрастов, которые включились в эту деятельность, не имея навыков конспирации и оперативной работы. Например, в «сообщении полиции безопасности и СГ из восточных областей» от 4 декабря 1942 г. сообщалось следующее: «27.10.1942 года в городе Мозыре начались аресты членов подпольной коммунистической организации. До сих пор арестовано 43 человека. Руководителем организации был учитель». К большому сожалению, до сих пор имена этих патриотов нам неизвестны. Но, несмотря на провалы, потерю друзей по борьбе, мозырские подпольщики продолжали борьбу с врагом.

Вот только некоторые из самых известных акций. В начале 1942 г. подпольщики организовали пожар в Мозырском театре перед самым началом совещания, которое собирались проводить немцы. В скором времени ими был сожжен двухэтажный дом на ул. Кирова, где располагались продовольственные и вещевые составы немецкого гарнизона. Летом 1942 г. на дороге Мозырь–Михалки была взорвана на мине машина с немецкими жандармами.

Также много примеров личного героизма. Смелой и находчивой разведчицей проявила себя член подпольной группы В. И. Крицкого, чешка по нацио­нальности А. Г. Попретинская, которая до войны преподавала немецкий язык в одной из средних школ г. Мозыря. Гитлеровцы взяли ее на работу переводчицей в гебитскомиссариат. С октября 1941 г. А. Г. Попретинская стала выполнять задания, которые поручались ей руководителем подпольной группы. Она получила доступ к секретной информации и могла добывать важные разведданные, а также своевременно намеренно делала неточные переводы доносов на подпольщиков, предупреждала о предстоящих арестах в городе и районе. В итоге запланированные карательные операции гитлеровцев часто завершались провалом. Она спасла, взяв на поруки, арестованных подпольщиков И. А. Мицуру и С. П. Радневского. Фашисты узнали, что А. Г. Попретинская виновна в утечке информации из гебитскомиссариата. Ее арестовали и жестоко допрашивали. Мужественная патриотка была расстреляна гитлеровцами в августе 1942 г.

В письме-обращении Мозырского подпольного райкома КП(б)Б «К мозырянам!» от 5 октября 1943 г. звучал призыв к борьбе с врагом: «Товарищи мозыряне! Не останемся в долгу перед воинами великой Родины. Полностью рассчитаемся с гитлеровцами за кровь и слезы наших матерей, отцов, братьев, жен и сестер, за сожженные деревни Казимировку, Романовку, Щекотову, Каменку, Зимовищи и другие, за окровавленный, разоренный, такой близкий нам древний Мозырь!».

…Сразу после освобождения Мозыря в январе 1944 г. на фронт добровольцем ушел Федор Бибик из деревни Лапти на станции Мозырь. По словам его дочери Марии, Федор Терентьевич ушел воевать, чтобы отомстить за пережитые унижения в оккупации.

Ратные подвиги кавалера трех орденов Славы сапера Федора Бибика и других мозырян – на фронте, в тылу, в подполье и партизанских отрядах – приближали нашу Победу.

Подготовил Дмитрий КУЛИК.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: